Дети компенсируют недостаток концентрации творчеством

Дети с трудом справляются с задачами на концентрацию внимания, но часто умеют находить скрытые «уловки», которые облегчают задачу. Спонтанные изменения в стратегии помогают им в этом, согласно исследованию поведения детей в процессе обучения, проведенному Институтом развития человека имени Макса Планка в Берлине.

По сравнению со взрослыми, дети еще не способны так хорошо концентрироваться, хуже запоминают, а их внимательность относительно низка. Это связано с этапом когнитивного развития. В результате — так считается до сих пор — они испытывают недостаток в решении задач. Однако анализ исследовательской группы «Нейрокод — нейронная и вычислительная основа обучения, памяти и принятия решений» Института развития человека имени Макса Планка показывают, что более широкое внимание может быть и преимуществом: дети хорошо обрабатывают менее значимую информацию и используют ее для поиска новых и творческих стратегий при решении задач.

Взрослые также демонстрируют спонтанные изменения в стратегии при решении задач, похожие на так называемые «моменты ага», которые облегчают решение проблем. В статье, опубликованной в журнале PLOS ONE, показано, что хотя дети значительно хуже справляются с задачами, используя традиционные стратегии, такие как сосредоточенное внимание, они так же, как и взрослые, справляются с задачами, используя спонтанные изменения стратегии.

«Наши результаты показывают, что хотя дети часто менее сосредоточены и легче отвлекаются, чем взрослые, они удивительно гибко находят совершенно новые решения. — делится психолог и нейробиолог Николас Шук, руководитель исследовательской группы «Нейрокод Макса Планка» в Институте развития человека Макса Планка. 

Для проведения исследования, которое продолжается с 2013 года, использовался следующий метод: 47 детей в возрасте от 8 до 10 лет и 39 молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет должны были выполнить одну и ту же задачу по принятию решений. В этом задании их просили определить положение рисунка, используя два возможных варианта ответа. Цвет рисунка изначально не был связан с правильным ответом, но по мере выполнения задания он стал ассоциироваться с правильным ответом. Когда участники заметили это, они смогли решить задачу гораздо эффективнее и легче. Участникам не сообщили, что на возможные стратегии решения будут влиять другие факторы, и они могли определить их только самостоятельно.

Команда NeuroCode из MPIB в сотрудничестве с исследователями из Университета Гете во Франкфурте, Университета Фернанда Хагена, Берлинского университета имени Гумбольдта, UNSW Sydney и PFH Goettingen смогла добиться следующих результатов: по сравнению с молодыми взрослыми, дети в целом значительно хуже справились с заданием. У них было больше неправильных и преждевременных ответов. Однако доля детей (27,5%), которые нашли и использовали полезную цветовую стратегию, была очень похожа на долю молодых взрослых (28,2%).

Если дети использовали только первоначально доступные стратегии и правила, требующие концентрации и усидчивости, то они показывали худшие результаты. Тем не менее, столько же детей, сколько и молодых людей, обнаружили и использовали правило цвета. Таким образом, хотя дети показали худшие результаты во всех областях когнитивного контроля, почти равная их доля по сравнению с молодыми взрослыми смогла улучшиться благодаря «ага-моменту» и таким образом получила такое же преимущество в производительности, как и группа взрослых.

Вновь обретенное знание об «ага-моменте» является важным выводом исследования.

«Наши результаты показывают, что воспитатели, родители и учителя должны быть менее требовательны к жестким правилам и обучать только одному конкретному способу решения проблем, но при этом ценить и поощрять более широкое внимание детей. Вывод: мы можем быть более уверенными в творческих стратегиях решения проблем для детей», — рассказывает Аника Леве из команды NeuroCode и соавтор исследования.

В будущем, по ее словам, в области когнитивной психологии развития следует проводить больше исследований творческих процессов, а не недостатка концентрации внимания у детей.

Эксклюзивный перевод*

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Онколог Джабаров опроверг утверждение о влиянии сотовых телефонов на мозг

112 На новостном портале Rostov.aif.ru опубликовано интервью с доктором медицинских наук, заведующим отделением лучевой терапии …