Исследования показали, что дети не верят всему, что им говорят

Дети учатся самостоятельно, наблюдая и экспериментируя. Они также учатся на том, что им говорят другие люди, особенно взрослые и авторитетные личности, такие как родители и учителя. Когда дети узнают что-то удивительное, они ищут дополнительную информацию, задавая вопросы или проверяя утверждения.

Предыдущие исследования показали, что степень реакции детей на неожиданные заявления взрослых зависит от возраста: дети старше шести лет чаще ищут дополнительную информацию, чем четырех- и пятилетние дети. Однако исследования о том, почему дети ищут информацию в ответ на неожиданное объявление взрослых, ограничены. Ответить на этот вопрос призвано новое исследование, опубликованное в журнале Child Development исследователями из Университета Торонто и Гарвардского университета.

«Исследование показывает, что с возрастом дети начинают более скептически относиться к тому, что им говорят взрослые, — делится Саманта Коттрелл, старший сотрудник лаборатории обучения и развития детей в Университете Торонто. — Это объясняет, почему дети старшего возраста чаще пытаются проверить утверждения и более целенаправленно исследуют предметы».

В двух предварительно записанных исследованиях ученые пытались определить, воспринимают ли дети неожиданные утверждения и почему.

В первом исследовании, которое проводилось очно в период с сентября 2019 года по март 2020 года, приняли участие 109 детей в возрасте от четырех до шести лет из района Большого Торонто, Канада. В связи с пандемией COVID-19 лаборатория была закрыта для очного тестирования в марте 2020 года, что привело к меньшему количеству тестов, чем планировалось изначально. Родители 108 из 109 детей сообщили об этнической принадлежности своего ребенка: 49% назвали своего ребенка белым, 21% — смешанной национальности или расы, а 19% — Юго-Восточной Азии. Почти все родители ответили на вопросы об их образовании: у 18% детей родители не учились в университете, у 34% один родитель учился в университете, а у 48% два родителя учились в университете.

Детям были представлены три знакомых предмета: камень, кусок губки и мешок. Экспериментатор начал с вопроса: «Как вы думаете, этот камень твердый или мягкий?». Все дети сказали, что камень был твердым. Затем детей в случайном порядке просили сказать что-то, что противоречило их представлениям о мире («На самом деле, этот камень мягкий, а не твердый») или сказать что-то, что подтверждало их интуицию («Верно, этот камень твердый»). После этих утверждений всех детей снова спрашивали: «Итак, как вы думаете, этот камень твердый или мягкий?».

Почти все дети, которые слышали утверждения, соответствующие их убеждениям, продолжали высказывать те же суждения, что и раньше: что камень твердый. Напротив, немногие из детей, которым сказали, что камень мягкий, продолжали высказывать те же суждения, что и раньше. Затем экспериментатор сказал детям выйти из комнаты, чтобы позвонить по телефону, и оставил их исследовать объект самостоятельно. Поведение детей снималось на видео.

Исследование показало, что большинство детей, независимо от возраста, участвовали в проверке неожиданных утверждений. Авторы предположили, что ранее сообщавшиеся возрастные различия в исследовании детьми неожиданных утверждений могут отражать развитие способности детей использовать исследование для проверки более сложных утверждений. Возможно также, что мотивация детей к исследованию меняется с возрастом: младшие дети исследуют, потому что верят в то, что им говорят, и хотят увидеть удивительное событие, а старшие дети исследуют, потому что скептически относятся к тому, что им говорят.

Во втором исследовании, которое проводилось с сентября по декабрь 2020 года, приняли участие 154 ребенка в возрасте от 4 до 7 лет из той же местности, что и в первом исследовании. Родители 132 из 154 детей сообщили о своей этнической принадлежности: 50% — белые, 20% — смешанной этнической или расовой принадлежности, 17% — юго-восточной Азии. Почти все родители ответили на вопросы об образовании: 20% детей не учились в университете, у 35% один родитель учился в университете и у 45% два родителя учились в университете.

Через Zoom (из-за ограничений COVID-19) экспериментатор поделился своим экраном и представил каждому участвующему ребенку восемь виньеток. Для каждой сцены детям говорили, что взрослый сделал неожиданное заявление (например, «Камень мягкий» или «Губка тверже камня»), и их спрашивали, что другой ребенок должен сделать в ответ на это утверждение и почему они должны это сделать. Результаты показывают, что дети старшего возраста (шести- и семилетние) с большей вероятностью, чем дети младшего возраста, предлагали стратегию исследования, адаптированную к услышанному утверждению (то есть прикосновение к камню в первом примере, но прикосновение к камню и губке во втором примере).

Результаты также показывают, что с возрастом дети все чаще оправдывают исследование как средство проверки удивительного заявления взрослого. Установлено, что с возрастом дети, даже когда они с равной вероятностью участвуют в исследовании неожиданных утверждений, все больше осознают свои сомнения по поводу того, что им говорят взрослые, и в результате их исследование становится более целенаправленным и эффективным.

Эксклюзивный перевод*

Фото: Pixabay / CC0 Общественное достояние

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Российские ученые нашли древние поселения на песчаных дюнах в Курской области

13 Информационный портал ria. ru пишет об исследовании, в аккорде которого российские ученые впервые применили …