Специалисты кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова при поддержке Научно-образовательной школы (НОШ) МГУ «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» пришли к выводу, что дети должны учить трехзначные числа еще до школы.
Ученые сообщают, что правильное чтение дошкольниками многозначных чисел (двух- и трехзначных) свидетельствует о развитии математических представлений у детей. Исследование было опубликовано в журнале Journal of Experimental Child Psychology. Информацией об этом делится «Учительская газета».
Отмечается, что принятая в России программа дошкольного образования знакомит детей с числами от 0 до 20. При этом большинство детсадовцев в возрасте 5 лет неплохо ориентируются и в трехзначных числах, с которыми они встречаются — на ценниках в магазине, на номерных знаках. Исследование подтвердило, что изучать трехзначные числа необходимо уже в дошкольном возрасте — так дети будут лучше понимать разрядный состав чисел.
Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, отметил, что понимание разрядного состава чисел в дальнейшем поможет детям легче справляться с различными арифметическими операциями с двузначными числами. Это поможет им успешно освоить школьную математику и другие предметы.
Исследователи провели качественный анализ задач, которые решали дошкольники, и классифицировали допущенные ими ошибки. Их оказалось две: синтаксические (связанные с составом числа: ребенок называет числа в порядке их написания, 21 как два и один) и лексические (не связанные с составом числа, замена названия одного числа названием другого: двадцать три было прочитано как двадцать пять). В результате ученые обнаружили, что с возрастом дети читают числа лучше, в основном за счет более редких синтаксических ошибок. Причем девочки ошибались чаще, чем мальчики.
По словам доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарьи Бухаленковой, задания на чтение и идентификацию чисел — самые диагностичные. При чтении многозначных чисел дети чаще допускают ошибки, чем при их написании. Ученые связали это с особенностями русского языка. В нем есть подсказки о разрядном составе числа: «триста пятьсот один». В письменных числах нет лингвистических подсказок о цифровом составе — поэтому читать числа труднее, чем писать.
Это показывает, что детям необходимо учитывать не только правильность выполнения заданий по написанию и чтению чисел, но и свои ошибки, а также важность использования вербальных подсказок для развития у детей понимания структуры чисел.
В ходе исследования ученые обнаружили, что лучшим предиктором способности детей понимать структуру многозначных чисел является частота синтаксических ошибок, допускаемых при чтении цифр. Этот показатель является более значимым фактором по сравнению с частотой лексических ошибок и общей успешностью выполнения задания. Исследователи считают, что анализ синтаксических ошибок позволит выявить дошкольников, которым необходима помощь в развитии понимания структуры чисел.
Ведущий автор рубрик «общество», «герои среди нас», «технологии». Считаю, что нужно бережно относиться к фактам и тщательно проверять информацию. Именно этим журналистика отличается от записей в блогах.