Подростки, которые проводят больше времени перед экранами, более склонны к развитию деструктивного поведения, причем особенно сильное влияние оказывают социальные сети, говорится в новом исследовании Калифорнийского университета в Сан-Франциско, опубликованном в Journal of Child Psychology and Psychiatry.
Использование социальных сетей чаще ассоциировалось с расстройством поведения, в то время как другие формы использования экрана, такие как просмотр видео и телевидения, видеоигры и отправка текстовых сообщений, чаще ассоциировались с оппозиционно-девиантным расстройством (ОДР).
Оппозиционно-девиантное расстройство характеризуется нарушением основных прав других людей или правил общества посредством таких действий, как запугивание, вандализм и воровство, в то время как OДД (вызыва́ющее оппозицио́нное расстро́йство) характеризуется сердитым или расстроенным настроением, спорным или вызывающим поведением и стремлением к мести.
Исследователи собирали данные об использовании экрана и оценивали поведенческие правонарушения год спустя. Каждый час, проведенный в социальных сетях, был связан с 62%-ным увеличением заболеваемости расстройством поведения, в то время как телевидение, видеоигры, видеочат и обмен текстовыми сообщениями были связаны с 14-21%-ным увеличением заболеваемости OДД.
«Платформы социальных сетей могут способствовать издевательствам и агрессии, что может способствовать развитию расстройств поведения у детей. Дети могут подвергаться воздействию насильственного контента через рекламу в социальных сетях, даже если они ее не ищут. Когда дети ищут насилие, алгоритмы возвращают еще более тревожный контент, и дети могут попасть в циклы токсичности». — рассказывает ведущий автор исследования, доцент педиатрии Калифорнийского университета Джейсон Нагата.
С другой стороны, просмотр фильмов и видеоигр может вызвать нарушения сна и гиподинамию, а также снижение социальной поддержки, что может объяснить связь с ODD.
В другом недавнем исследовании Нагата и коллеги обнаружили, что подростки настолько привязаны к своим телефонам — основному средству проведения экранного времени — что они сообщают о потере времени при использовании телефона (47,5%) и прерывают свои занятия, когда с ними связываются по телефону (31%).
Предыдущие кросс-секционные исследования показали связь между экранным временем и поведенческими проблемами, но не проводили различий между типами экранного времени или рассматривали только один тип, например, видеоигры. В этом проспективном исследовании изучались ассоциации между несколькими видами экранного времени и поведением в демографически разнообразной национальной выборке из 11 875 детей в возрасте 9-11 лет.
Дети самостоятельно сообщили о количестве часов в день, проведенных ими у шести различных типов экранов: просмотр/передача телепрограмм или фильмов, просмотр/передача видео, видеоигры, смс, видеочаты и использование социальных сетей, отдельно в будние и выходные дни.
Среднее экранное время составляло четыре часа в день, при этом больше всего времени тратилось на просмотр/поток телепрограмм/фильмов (в среднем 1,3 часа), видеоигры (1,1 часа) и просмотр/поток видео (1 час).
Фактически, четыре часа в день были пороговым значением, при этом время свыше четырех часов ассоциировалось с 69% более высокой распространенностью расстройства поведения и 46% более высокой распространенностью ODD.
«Некоторые рекомендации предлагают ограничить время просмотра до двух часов в день, но это может быть нереально для многих подростков. Превышение четырех часов в день может привести к деструктивному поведению, вызванному воздействием вредного контента или экранной зависимостью». — предупреждают исследователи.
Для оценки поведенческих расстройств ученые попросили родителей и воспитателей заполнить Детскую шкалу аффективных расстройств и шизофрении (KSADS-5), компьютеризированный инструмент, используемый для классификации проблем психического здоровья у детей и подростков, через год после того, как их дети сообщили об использовании экрана. Они обнаружили, что 1,9% детей соответствуют критериям вновь диагностированного расстройства поведения (1,1% девочек и 2,8% мальчиков) и 6,3% соответствуют критериям вновь диагностированного оппозиционно-девиантного расстройства (4,7% девочек и 7,9% мальчиков).
Авторы пишут, что в будущих исследованиях можно изучить сон и СДВГ как возможные медиаторы между использованием экрана и нарушениями деструктивного поведения.
«Учитывая, что самая сильная связь была обнаружена между социальными медиа и расстройством поведения, социальные медиа могут стать платформой для профилактических мероприятий», — говорит д-р Нагата.
Эксклюзивный перевод*
Ведущий автор рубрик «образование», «аналитический блог», «психология». Также занимаюсь переводами с зарубежных источников. Считаю, что от ошибки никто не застрахован, но настоящие СМИ распространяют и комментируют информацию, в достоверности которой они убеждены и источники которой они хорошо знают.