Фото: Pixabay / CC0 Общественное достояние

Animals: французские кошки оказались менее отзывчивы на кошачьи призывы

Исследователи Шарлотта де Музон и Жерар Лебуше из Лаборатории развития этологии познания Парижского университета Нантерр во Франции изучили предпочитаемый кошачий этикет при встрече с незнакомым человеком. В статье, опубликованной в журнале Animals, исследователи изучили четыре способа взаимодействия с людьми — голосовой, визуальный, бимодальный и бесконтактный контроль — на дюжине кошек, живущих в кошачьих кафе.

В ходе исследования наблюдались двенадцать кошек, живущих в двух кошачьих кафе в Бордо и Тулузе, Франция. Проанализировав видеоклипы взаимодействия кошки и человека, исследовательская группа обнаружила, что способ общения значительно повлиял на время, которое потребовалось кошкам, чтобы приблизиться к экспериментатору-человеку. Кошки взаимодействовали значительно быстрее при визуальном и бимодальном общении, чем при одном только голосовом общении и контрольном условии отсутствия общения.

Кроме того, способ общения оказал значительное влияние на поведение при вилянии хвостом. Кошки демонстрировали значительно большее виляние хвостом, когда экспериментатор использовал контроль без общения, по сравнению с визуальным и бимодальным режимами общения, указывая исследователям, что они чувствовали себя менее комфортно в этом режиме контроля. Кошки также чаще виляли хвостом в ответ на голосовое общение, чем на бимодальное.

Эксперимент проводился тихим утром перед открытием кафе для публики. В кафе присутствовали два экспериментатора. Экспериментатор 1 сидел и был вовлечен в общение в соответствии с каждым условием тестирования. Экспериментатор 2 записал видео взаимодействий и сидел неподвижно на протяжении всего эксперимента. В каждом тесте кошка входила в комнату со своим владельцем (владельцами кафе в обоих местах), которого просили не общаться с животным. Затем были инициированы условия тестирования.

В контрольной группе «Без общения» экспериментатор 1 не смотрел на кошку и не разговаривал с ней. Она сидела неподвижно и не протягивала лапу. При голосовом общении экспериментатор 1 чередовала обращение к кошке по имени и издавание специфичных для кошки звуков, описанных в статье как «… своего рода звук «пфф-пфф», широко используемый французскими людьми для подзывания кошек», но не протягивала руку и смотрела вверх, чтобы избежать зрительного контакта.

Семь кошек ответили на призывы приближением, всего на одну больше, чем отсутствием общения. Тен подходила в визуальном режиме, где экспериментатор молча протягивала кошке руку и чередовала взгляд, направленный на кошку, со взглядом, направленным в пол. Поскольку сужение глаз может восприниматься как позитивное общение между кошками и людьми, экспериментатор 1 переключил нейтральный взгляд на медленные последовательности морганий.

В четвертом режиме бимодальной (визуальной и вокальной) коммуникации экспериментатор 1 предлагала кошке руку и переключала свой пристальный взгляд на кошку (медленно моргает) с направления на землю, одновременно называя кошку по имени и издавая специфические для Франции кошачьи звуки, зовущие кошку. Приблизились девять кошек, что означает либо повышенную реакцию на кошачьи призывы с визуальным компонентом, либо снижение по сравнению только с визуальными сигналами.

Во время тестирования экспериментатор 1 прятала лакомства в карман, но не предлагала их, если кошка не подходила на расстояние 10 см. Если кошка не подходила к экспериментатору 1 в течение 75 секунд, ее уносили прочь и угощали у двери. Хотя неясно, какую роль играют угощения в общем плане исследования, награждение испытуемых за участие в экспериментальном исследовании является обычным делом.

Было сгенерировано сорок восемь видеоклипов, по одному видео для каждого условия тестирования на кошку, и закодировано с использованием интерактивного программного обеспечения для исследования поведения (BORIS). Также проведен статистический анализ для сравнения реакций кошек на различные условия тестирования с использованием критерия суммы рангов Фридмана, широко используемого метода в вычислительной биологии.

Вопреки прогнозам при разработке исследования, кошки сочли визуальное общение более привлекательным, чем голосовое, инициированное незнакомым человеком. Это может указывать на хороший дизайн исследования, когда результаты игнорируют потенциальную предвзятость прогнозирования.

Результаты показывают, что кошки проявляют заметное предпочтение визуальным и бимодальным сигналам, когда к ним обращаются незнакомые люди, по сравнению с голосовыми сигналами. Авторы предполагают, что это наблюдение может послужить основой для практических рекомендаций по ориентированию в кодексах взаимодействия человека и кошки.

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Ученые назвали препарат от паразитов, который смертельно опасен для 1% кошек

47 В Journal of Veterinary Pharmacology and Therapeutics (JVPT) опубликованы результаты исследования американских ветеринаров из …