Фото: Unsplash / CC0 Общественное достояние

Дети в возрасте 5 лет очень разборчивы, когда речь идет о мошенничестве

Жизнь детей во многом регулируется правилами.

Вы должны смотреть в обе стороны, прежде чем перейти улицу, вы должны класть грязную посуду в посудомоечную машину, вы должны поднимать руку в классе, если у вас есть вопрос, вы не можете пройти вперед в очереди — эти правила являются жизненными ориентирами. Они формируют фундамент нравственности и ведут к здоровой взрослой жизни.

«Примерно в возрасте 3, 4 или 5 лет дети действительно привыкают к тому, что в мире существуют правила и что они должны им следовать, и они даже ожидают, что другие будут им следовать», — делится психолог Амриша Вайш из Университета Вирджинии.

Работа ее лаборатории раннего социального развития помогает точно определить, когда маленькие дети начинают распознавать особый вид нарушителей правил — мошенников. Новая работа группы под названием «Обман ради победы: суждения детей о выгодном и невыгодном нарушении правил» была недавно опубликована в журнале «Когнитивное развитие».

Команда Вайш показала группе 5-летних и группе 7-летних детей, все из района Шарлоттсвилля, несколько видеороликов с людьми, играющими в простые игры. Чтобы победить в «игре в гонки», игрок должен начать со стартовой коробки, огороженной лентой площадки на земле, и бежать по сигналу, чтобы первым достичь финиша.

Затем дети увидели на видео двух игроков, которые нарушили правило стартовой коробки. Один из участников решил стартовать за стартовым полем, что явно ему не помогло. Другой начал свой забег перед стартовым полем, что дало ему несправедливое преимущество, а значит, он жульничал. Ученые провели исследование детей, чтобы определить, в каком возрасте маленькие дети начинают распознавать эти нюансы.

«Вопрос заключался в том, чтобы выяснить, как дети реагируют на нарушение правил, — объясняет Вайш, адъюнкт-профессор психологии в Discovery. — Нас особенно интересовало, понимают ли дети некоторые нюансы нарушения правил в том смысле, что не все нарушения правил одинаково серьезны».

Ее команда спрашивала детей, кто из игроков играет честнее и кто им больше нравится. Они также спросили, жульничал ли кто-нибудь. В целом, в обеих возрастных группах выявились схожие закономерности.

«Оба возраста оценили выгодного игрока или мошенника более негативно, чем неблагополучного игрока. Однако семилетние дети лучше отличали прибыльного игрока от неблагополучного и чаще оценивали прибыльного игрока отрицательно», — рассказывают ученые.

Затем исследователи дали каждому ребенку по три цветка в качестве подарка для двух игроков. Этот шаг помогает команде лучше понять восприятие детей.

Дети обоих возрастов подарили больше цветов обездоленному игроку, тому, кто начал гонку за стартовой рамкой.

«Когда детей постарше попросили обосновать свои ответы, они, как правило, больше полагались на морально значимые обоснования, такие как обман, справедливость и выгоды, полученные обманщиком, в то время как дети помладше больше апеллировали к обоснованиям, основанным на правилах, например, утверждая, что правило было нарушено», — поясняют специалисты.

Также отмечается, что даже некоторые пятилетние дети приводили моральные оправдания, а некоторые семилетние — оправдания, основанные на правилах. Поэтому ученые рассматривают сдвиг между 5-летними и 7-летними детьми как постепенное увеличение моральных оправданий нарушений правил и их последствий.

В исследовании делается вывод, что проницательность является жизненно важным навыком для детей: «Этот развивающийся навык не только демонстрирует, что маленькие дети начинают понимать нюансы и сложности нарушения правил, но он также будет иметь решающее значение, поскольку дети все чаще выбирают себе социальных партнеров и должны научиться определять хороших партнеров, а также избегать партнеров, которые могут их обмануть».

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Ученые провели анализ и выяснили, что мешает детям с аутизмом понимать эмоции

298 Специалисты из Стэнфордской школы медицины США в ходе исследования обнаружили разницу в активности участков …