Научные специалисты из австралийского Университета Маккуори (MQ) применили нетрадиционный подход к борьбе с телефонными мошенниками, из-за которых миллионы людей по всему миру теряют время и деньги. Об этом рассказывается в PCMag.
Система Apate, основанная на искусственном интеллекте и названная в честь греческой богини обмана Апаты, успешно имитирует потенциальную жертву мошенничества — вместо реального человека телефонный мошенник разговаривает с чат-ботом-полиглотом, который может очень убедительно говорить на любом языке и с любым акцентом, тратя время звонящих и не позволяя им звонить новым жертвам.
Согласно пресс-релизу университета, эксперт по кибербезопасности профессор Дали Каафар придумал эту идею, когда лично общался с телефонным мошенником. Каафар обедал со своей семьей, когда раздался звонок. Профессор, чтобы развлечь своих детей, продержал мошенника на линии 40 минут, делая вид, что ничего не понимает, и задавая ему странные вопросы.
«Я понял, что трачу время мошенника и мешаю ему добраться до более уязвимых людей, — вспоминает Каафар. — Действительно, я тратил 40 минут своей жизни, делая это, поэтому я начал думать о том, как можно автоматизировать этот процесс».
Каафар и его коллеги определили типичные сценарии, используемые телефонными мошенниками, и обучили нейронную сеть на основе записей реальных разговоров с ними, а также реального общения людей в социальных сетях. В результате чат-боты могут свободно производить видимую человеческую речь, адаптироваться к конкретному собеседнику, поддерживать тему разговора и уверенно отвечать на вопросы.
Другими словами, у мошенника создается полное впечатление, что он разговаривает с реальным человеком, в то время как на самом деле он пытается выманить деньги у искусственного интеллекта.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.