Фото: CC0 Общественное достояние

Повседневные социальные взаимодействия предсказывают языковое развитие младенцев

Общение родителей с ребенком — это трогательная и универсальная сцена. Родители говорят высоким голосом, известным как «родительский», поскольку они положительно реагируют на лепет и жесты ребенка, обычно при зрительном контакте и улыбках.

Эти связи создают не только трогательное зрелище. Новое исследование Института обучения и наук о мозге Вашингтонского университета (I-LABS) показывает, что они важны и для языкового роста младенцев.

В исследовании, опубликованном в Current Biology, ученые использовали безопасный и неинвазивный метод визуализации мозга, называемый магнитоэнцефалографией, или МЭГ, для мониторинга мозговой активности младенцев во время социальных и несоциальных взаимодействий с одним и тем же взрослым.

Они обнаружили, что, когда взрослый разговаривал и играл в обществе с 5-месячным ребенком, мозговая активность ребенка особенно повышалась в областях, ответственных за внимание, и уровень этого вида активности предсказывал усиленное развитие речи в более позднем возрасте. Этот «социальный» сценарий сравнивался с «несоциальным» сценарием, в котором взрослый отворачивался от ребенка, чтобы поговорить с другим человеком. Это взаимодействие показало более низкие уровни активности в тех же областях мозга.

«Это первое исследование, в котором напрямую сравниваются реакции мозга младенцев на социальное взаимодействие между взрослыми и несоциальное взаимодействие, а затем проводится наблюдение за детьми до достижения ими 2,5-летнего возраста, чтобы увидеть, как ранняя активация мозга связана с будущими языковыми способностями ребенка», — рассказывает ведущий автор Алексис Босселер, научный сотрудник I-LABS.

Технология визуализации мозга MEG позволила ребенку двигаться и естественным образом взаимодействовать со взрослым, что позволило исследователям отслеживать активацию нейронов из нескольких областей мозга ребенка, когда взрослый разговаривал с ребенком, играл с ним и улыбался ему. Затем они во второй раз проследили за мозговой активностью младенца, когда взрослый отвернулся и обратил внимание на кого-то другого.

Эти действия естественным образом происходят каждый день между взрослыми и младенцами, и исследование показало, что они оказывают различное измеримое воздействие на мозг ребенка. Исследователи обнаружили, что повышенная нейронная активность в ответ на социальное взаимодействие в возрасте 5 месяцев предсказывает усиленное развитие речи в пяти более поздних возрастах: 18, 21, 24, 27 и 30 месяцев.

Специалисты отслеживали языковое развитие младенцев с помощью хорошо документированного и валидированного опроса, в ходе которого родителей спрашивали о словах и предложениях, которые их дети произносят дома.

Исследователи выбрали для исследования 5-месячных младенцев, потому что этот возраст как раз предшествует «чувствительному периоду» для овладения речью-языку, который начинается примерно в 6 месяцев. Как только начинается этот период, младенцам особенно важно наблюдать за взрослыми, потому что внимание способствует обучению.

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Ученые провели анализ и выяснили, что мешает детям с аутизмом понимать эмоции

313 Специалисты из Стэнфордской школы медицины США в ходе исследования обнаружили разницу в активности участков …