Фото: nyafoto.ru

Психолог рассказал, что понимается под одаренностью

22 ноября в России отмечается День психолога.

Быстрый темп жизни, стрессы, неуверенность в себе и другие переживания порой сопровождают человека. Но все эти эмоции нельзя долго держать в себе. Каждый человек нуждается в понимании и принятии.

Психологи — это именно те люди, которые помогают найти корень проблем и подсказывают пути их решения.

Что понимается под одаренностью? Равна ли она высокому интеллекту? Можно ли проверить, насколько ребенок одарен? Эти вопросы в рамках проекта «ЛекторРАО» осветил Александр Савенков, член-корреспондент РАН, доктор психологических наук. Об этом сообщает Новосибирская открытая образовательная сеть (НООС).

По словам специалиста, любой психолог или педагог, родитель, столкнувшись с детской одаренностью, должен найти ответы на 4 важных вопроса: что такое одаренность, как ее можно диагностировать, является ли диагноз надежной основой для прогноза (сохранится ли ее преимущество через годы), а также как обучать, развивать и воспитывать одаренного человека.

Он также отметил, что за долгую историю психологии одаренность называли по-разному, и каждое новое понятие наслаивалось на предыдущее, а не отменяло его. Сегодня одаренность понимается как сочетание высокого интеллекта, высокой креативности и мотивации.

В то же время интеллект не тождественен тому, что в повседневной жизни считается сообразительностью. Интеллект — это универсальная способность к решению сложных задач — учебных, научных, бытовых. В психологии интеллектом называют только то, что измеряется тестами IQ. Креативность универсальна и равна ее бытовому пониманию, преобладающему в обществе. Это интегративная личностная черта, пронизывающая всю личность.

Для понимания мотивации психолог предлагает вспомнить небольшой материал из курса общей психологии: любая деятельность человека полимотивирована. Любое поведение одновременно определяется множеством мотивов.

Принцип «чем больше, тем лучше» работает для интеллекта и творчества, но не применим к мотивации. Мотивационно-потребностная сфера одаренного взрослого отличается тем, что в ней преобладают мотивы, связанные с содержанием деятельности. Само занятие математикой, живописью, биологией, музыкой вызывает почти физическое удовольствие, выступает как смысл жизни и двигатель всех начинаний этого человека. С ребенком дело обстоит не всегда так. Его мотивационно-потребностная сфера более подвижна, и это накладывает на педагогов дополнительные обязанности по ее формированию в нужном направлении.

Каждый родитель обязан верить в то, что его ребенок наиболее одарен. Каждый педагог должен верить, что его ученики — самые талантливые и перспективные. И каждый психолог знает, что это не так. Задача педагогов и родителей — развивать и воспитывать, и им предлагаются иные варианты педагогических инструментов, чем психологам.

Психологам эксперт предложил свои инструменты: «Карта одаренности», «Палитра интересов», «Методика оценки общей одаренности».

Одаренность, с точки зрения российских ученых, — это не интеллект, это систематически развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет успешность выполнения той или иной деятельности. Строго говоря, успешностью можно пренебречь. Психологов интересует сама одаренность. Она не всегда определяет жизненный или академический успех, подчеркнул Савенков.

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Политика в отношении школьной формы связана с уменьшением физических упражнений

27 Политика в отношении школьной формы может ограничивать активность молодых людей, особенно девочек младшего школьного …