Недорогое дизельное топливо, устойчивое к замерзанию даже при температуре -70°C, разработано специалистами ТПУ. По словам авторов, предложенная технология отличается своей простотой, что позволит отдаленным северным поселкам и предприятиям самостоятельно обеспечивать себя топливом для транспорта и выработки электроэнергии. Результаты работы опубликованы в южноафриканском журнале химической инженерии. Информацией делится РИА Новости.
Дизельное топливо содержит н-парафины — вещества, которые кристаллизуются при низких температурах, из-за чего топливо перестает фильтроваться топливными насосами и замерзает. Дизельные фракции, которые получают путем сепарации нефти, часто замерзают уже при -10°C, сообщают ученые.
Специалисты Томского политехнического университета (ТПУ) разработали метод получения арктического дизельного топлива путем обработки прямогонных дизельных фракций цеолитным катализатором. Ученые отметили, что для этого используется российский катализатор, который в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
«Наш метод переработки позволяет получать дизельное топливо, которое не замерзает даже при -70 °С. Важно, что для производства не требуется водородсодержащий газ: это делает технологию возможной не только на крупных НПЗ, но и на небольших заводах в отдаленных районах», — рассказала доцент кафедры химического машиностроения ТПУ Мария Киргина.
Разработчики пояснили, что низкотемпературные свойства топлива достигнуты за счет превращения тяжелых н-парафинов в изопарафины и легкие н-парафины.
Такое топливо можно производить непосредственно на нефтяных месторождениях, отметили специалисты.
Очень важным аспектом является то, что такая переработка не требует большого количества водорода, как это было в прошлом. Она может быть установлена на небольшом заводе и не обязательно требует большого нефтеперерабатывающего комплекса.
Кроме того, при этом методе перерабатывается почти все сырье, и только 2% идет в отходы. Это на порядок меньше, чем при использовании ранее доступных вариантов.
Технология позволит поставлять топливо в отдаленные северные регионы, куда доставка зачастую очень дорога или просто невозможна.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.