Фото: Юнг, Финн и др.

Journal of Neuroscience: дети учатся даже тогда, когда они не обращают внимания

Исследовательская группа показала, что кажущаяся неспособность детей обращать внимание позволяет им превосходить взрослых, когда речь идет о запоминании информации, которую им сказали игнорировать.

Исследование ученых выявило, что взрослые, как и ожидалось, отлично умеют концентрировать свое внимание на поставленной задаче и игнорировать информацию, которую им сказали игнорировать.

Дети же, выполняя ту же задачу, воспринимают вторичную информацию, которую им сказали игнорировать. Эта информация затем кодируется в их мозгу.

«Мы обнаружили, что мозг детей может сохранять информацию так, как мозг взрослых не может, — делится Яэлан Юнг, который работал над исследованием в качестве аспиранта в Университете Торонто, а сейчас является постдокторантом в Университете Эмори. — Хотя нет ничего странного в том, что у детей навыки внимания хуже, чем у взрослых, мы не знали, как это плохое внимание влияет на то, как их мозг получает и хранит другую информацию. Наше исследование восполняет этот пробел в знаниях и показывает, что плохое внимание детей приводит к тому, что они поглощают больше информации из внешнего мира, чем взрослые».

Команда описала свое исследование в статье, опубликованной в журнале Journal of Neuroscience.

«Дело не только в том, что у детей плохая способность к вниманию и они не могут игнорировать отвлекающие факторы. Наше исследование предполагает, что их мозг устроен так, что он чувствителен ко всей информации, независимо от того, актуальна она или нет — что дети более чувствительны к большему количеству информации. В зависимости от того, что вы считаете детством, люди остаются детьми в течение восьми или девяти лет. Это очень долго по сравнению с другими видами, и одно из объяснений такого долгого детства заключается в том, что нам, людям, нужно многому научиться. Другое — что для нашего IQ важно усвоить как можно больше информации. Другое объяснение заключается в том, что в детстве нам необходимо усвоить всю эту информацию, чтобы правильно перестроить наш мозг и разработать схемы и пути обработки информации», — рассказывают ученые.

В исследовании приняли участие 24 взрослых со средним возрастом 23 года и 26 детей со средним возрастом 8 лет. Команда попросила участников просмотреть серию из четырех статичных иллюстраций: шмель, автомобиль, стул и дерево. Каждая иллюстрация сопровождалась фоном с серыми точками, которые двигались в одном из четырех направлений: вверх, вниз, влево и вправо.

На одном этапе исследования участников просили игнорировать движущиеся точки и нажимать на кнопку, когда объект — например, шмель — появлялся более одного раза. На другом этапе их просили игнорировать объекты и нажимать кнопку, когда направление движения точек повторялось.

Испытуемые выполняли задание на аппарате магнитно-резонансной томографии (МРТ) в Центре нейровизуализации Университета Торонто. Во время выполнения задания МРТ измеряла активность мозга испытуемых, что показало, как внимание формирует то, что представлено в мозге испытуемых.

«То, что мы обнаружили в этом исследовании, позволяет по-новому взглянуть на то, что означает развитие мозга. Мы часто предполагаем, что по мере развития мозга он будет делать больше и лучше. Поэтому мы часто думаем, что взрослые лучше и умнее детей. Но наша работа показывает, что это не всегда так. Скорее, детский мозг может просто делать что-то иначе, чем мозг взрослого, и поэтому иногда может делать больше, чем мозг взрослого», — подчеркивают специалисты.

По их словам, исследование установило, что такой подход, при котором человек более чувствителен к более широкому окружению и обращает внимание на конкретные вещи, лучше подходит для понимания сложных систем. Он может помочь создать более высокий уровень понимания окружающей среды в целом.

«Поэтому я смотрю на детей как на маленьких существ, обрабатывающих информацию, которые способны лучше представлять большую часть мира, с мозгом, который отражает мир более точно, чем наш», — поясняет Юнг

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Уроки обществознания будут исключены из школьной программы для 6-8 классов

56 В российских школах увеличится количество уроков истории. По данным Министерства просвещения РФ, увеличится рекомендуемое …