Найден ответ на вопрос, почему лучшие идеи приходят во время принятия душа

Классический пример — принятие душа. Ваши мысли блуждают. И вдруг — эврика! Происходит новое озарение или творческий прорыв.

Зак Ирвинг, доцент философии в Университете Вирджинии, в новом исследовании, написанном в соавторстве, объясняет, почему блуждающий ум иногда приходит к творческому решению проблемы, когда человек занят «бессмысленной» задачей.

Секрет, по-видимому, заключается в том, что поставленная задача не совсем бессмысленна. Необходим умеренный уровень вовлеченности.

Статья «Эффект душа», написанная совместно с профессором психологии Университета Миннесоты Кейтлин Миллс и другими авторами, была недавно опубликована в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства».

«Допустим, вы застряли на какой-то проблеме, — рассказывает Ирвинг. — Что вы делаете? Скорее всего, это не что-то умопомрачительно скучное, например, наблюдение за высыханием краски. Вместо этого вы делаете что-то, чтобы занять себя, например, идете на прогулку, работаете в саду или принимаете душ. Все эти занятия в меру увлекательны».

Исследование подтверждает эти неофициальные данные, улучшая экспериментальную модель эффекта Ирвинга.

Итак, что же является доказательством? Не позволяйте своему уму блуждать. Это требует небольшой корректировки.

Исследование, опубликованное десять лет назад в журнале Psychological Science, похоже, подтвердило то, о чем многие подозревали. Когда мы выполняем «нетребовательную» задачу, наш мозг склонен блуждать; а когда наш мозг склонен блуждать, творчество имеет тенденцию к потоку.

В 2012 году Бенджамин Бэрд и его коллеги провели исследование «Вдохновение отвлечением», которое произвело фурор как в науке, так и в средствах массовой информации и в народном воображении, предположив, что блуждающий ум способствует творчеству и творческой инкубации, отмечает Ирвинг.

Исследователи попросили участников придумать творческие альтернативы использования повседневных предметов — например, кирпичей — после «инкубационного периода», включавшего задания с разным уровнем умственной нагрузки. Выяснилось, что чем ниже были требования, тем больше участники получали высокие баллы по тесту на креативность.

«По сравнению с выполнением сложной задачи, отдыхом или без перерыва, — пишут авторы исследования, — выполнение нетребовательной задачи в течение инкубационного периода приводило к значительному повышению производительности в решении ранее встречавшихся проблем».

Однако последующие исследования дали противоречивые результаты. Некоторые исследования, похоже, обнаружили связь между блужданием ума и креативностью, в том числе среди физиков и писателей. Однако другие исследования не смогли повторить первоначальный вывод, получивший столь широкую огласку. У Ирвинга есть теория, почему.

«На самом деле они не измеряли блуждание ума, — подчеркивает он. — Они измеряли, насколько отвлеченными были участники».

По словам Ирвинга, еще одной проблемой этого исследования и других подобных ему является разнообразие лабораторных заданий, которые участникам предлагалось выполнить. Они могут напрягать ум, но плохо переносятся в реальный мир.

«Типичное задание, которое используется в исследованиях блуждания ума, называется тестом на устойчивое внимание, — сказал он. — Этот тест включает в себя, например, просмотр потока цифр от 1 до 9 и отказ нажать на кнопку, когда вы видите цифру «3». Это типичное исследование блуждания ума. Они просто не похожи ни на что в повседневной жизни людей».

Это важно, потому что эффект душа, вероятно, зависит от контекста, в котором вы находитесь.

«Блуждание мыслей может помочь в одних ситуациях, например, во время прогулки, но не в других, например, при выполнении скучного психологического задания», — говорит Ирвинг о своей теории.

Чтобы проверить эту теорию, Ирвинг и Миллс вместе со своими коллегами попросили участников исследования Университета Нью-Гэмпшира придумать альтернативные варианты использования кирпича или скрепки. Затем исследователи разделили участников на две группы для просмотра различных трехминутных видеороликов, которые должны были послужить моделями для развития новых творческих идей участников.

Одна группа смотрела «скучное» видео: двое мужчин складывают белье.

Другая группа смотрела «умеренно развлекательное» видео. Они смотрели дерзкую сцену из классического фильма 1989 года «Когда Гарри встретил Салли».

«На самом деле мы хотели узнать не то, какое видео помогает вам быть более креативным, — поясняет Ирвинг. — Вопрос заключался в том, какое отношение имеет блуждание ума к творчеству во время выполнения скучных и увлекательных заданий».

Исследователи обнаружили, что блуждание мыслей помогает, но только иногда. В частности, размышления привели к большему количеству идей, но только тогда, когда участники смотрели «увлекательное» видео, а не «скучное».

Другими словами, во время увлекательного видео наблюдалась положительная корреляция между количеством блужданий ума и появлением творческих идей. Размышления сделали участников более творческими.

Эксклюзивный перевод*

Фото: Александра Ангелич, Университетские коммуникации

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Хирург Зленко объяснил, что с помощью липосакции можно сделать кубики пресса

4 Информационный портал «Газета.Ru» опубликовал интервью с пластическим хирургом, кандидатом медицинских наук Владимиром Зленко, который …