Психолог Уляшев объяснил, как проявляется тревожность у младших школьников

Не секрет, что многие дети чувствуют себя неуверенно в начальной школе. Их беспокойство может быть вызвано различными причинами. Взрослые должны быть чуткими и внимательными к ним. О том, как определить причину тревожности в школе и что делать в такой ситуации, рассказал психолог, преподаватель кафедры «Психология образования имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев. Информацией об этом делится «Учительская газета».

Начало учебного сезона — это новый этап для ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, и происходящие с ним перемены напрямую влияют на его социальное положение. В связи с этим у него появляются новые обязанности, меняется распорядок дня, биоритмы, формируются новые отношения с окружающим миром. Ведущей деятельностью становится обучение.

В дошкольном возрасте ребенок бурно реагирует на некоторые ситуации, и многие сохраняют эту особенность в начальной школе. Большинство первоклассников чувствительны и отзывчивы. В школе им приходится изучать новые правила, на которые они реагируют эмоционально. По этой причине напряжение часто возрастает, а новая социальная ситуация вызывает стресс, делится сервис Растимдети.рф.

Чаще других первоклассники переживают по поводу нового этапа жизни. Поэтому для них тревога является неотъемлемой частью адаптации. Школьная реальность становится кардинально иной формой организации жизни. Когда ребенок впервые приходит в школу, он обязательно переживает конфликт между «я хочу» и «я должен». На него начинают влиять мнения и оценки окружающих, ребенок осознает и близко принимает негативные замечания — они заметно влияют на его самочувствие и самооценку.

Соматическими признаками тревоги являются, в частности, следующие:

учащенное дыхание и сердцебиение;

снижение сенсорных порогов;

повышение общей возбудимости.

Например, ученик может натягивать на себя костюм, когда идет к доске, его руки начинают дрожать, он роняет мел. Дети обычно не знают, как преодолеть тревогу, поэтому становятся застенчивыми, рассеянными, фантазируют или обманывают.

Тревожные дети отличаются от остальных тем, что испытывают беспокойство, когда реальной угрозы нет. Они особенно чувствительны; нередко их самооценка занижена — поэтому они ждут подвоха от окружающих. Это часто случается с теми, кому родители ставят невыполнимые задачи. Дети, которые часто испытывают тревогу, склонны отказываться делать то, что кажется им трудным, потому что они очень нервничают из-за неудачи. Однако такие дети могут по-разному вести себя в классе и в повседневной жизни. Если в классе они волнуются, ерзают в одежде, отвечают медленно или слишком быстро, то в обычных ситуациях они ведут себя естественно.

Кроме того, тревожные дети склонны иметь вредные невротические привычки — они грызут ногти, сосут пальцы, дергают себя за волосы — так они снимают стресс.

Ребенок очень зависим от мнения значимых для него взрослых, он ждет от них оценки собственных действий и поступков. Чтобы дать эту оценку правильно, важно помнить о следующих моментах.

Похвала не должна быть скупой — она не обязательно должна быть словесной — достаточно улыбки или одобрительного кивка.

Важно хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал 5 ошибок в диктанте» следует сказать: «Давай найдем 5 ошибок в этом диктанте».

Следуйте правилу «ложка дегтя — бочка меда». Даже в большом количестве неудачных ситуаций можно найти несколько удачных, на которые можно опереться.

Ставьте конкретные цели только для своего ребенка. Вместо общей фразы «Старайся быть внимательным и не пропускать буквы», дайте действенную установку: «В прошлой работе ты пропустил 6 букв, сегодня — не более 5».

Разрешайте сомневаться и пропускать что-то. Также важно позволить ребенку сделать выбор. Чувство, что что-то зависит от него, позволяет ребенку по-другому относиться к вещам. Но формула «Ну вот, опять ты не…» — это верный способ вырастить неудачника.

По мнению специалиста, ни в коем случае нельзя: прибегать к сарказму как в своих вопросах, так и в ответах ребенка; заставлять ребенка отвечать, давить на него; сравнивать его с другими; напоминать о неудачах и акцентировать на них внимание; внушать ребенку, что он обречен на провал, что ему ничего не светит в жизни, если он не ответит сейчас; унижать ребенка и заставлять его чувствовать себя беспомощным, подчеркивая свое преимущество и его никчемность.

Фото: semyaivera.ru

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

«МИР 24»: российские ученые выявили ген, способный подавлять разрушение мозга

87 Ученые из Сеченовского университета проводят исследование, которое может помочь в лечении болезни Альцгеймера. Они …