Новый разрабатываемый робот, ориентированный на доступность, позволит детям со смешанными зрительными способностями вести сбалансированную беседу, в которой каждый будет участвовать в равной степени.
Исследователи из Института интерактивных технологий недавно опубликовали исследование об использовании робота для содействия групповым дискуссиям между детьми со смешанными зрительными способностями.
Команда представила исследование на конференции ACM/IEEE в Стокгольме в марте этого года, а теперь оно опубликовано в сборнике трудов Международной конференции ACM/IEEE 2023 по взаимодействию человека и робота.
Исследовательская группа выявила проблему того, что дети с ограниченными возможностями имеют меньше шансов участвовать в групповых дискуссиях из-за отсутствия доступных технологий, отвечающих потребностям детей с нарушениями зрения и без них.
«Большинство доступных технологий разработаны для использования только детьми с ограниченными возможностями, что исключает их из многих видов деятельности в классе. Кроме того, детям с нарушениями зрения труднее воспринимать разговор и связанные с ним невербальные сигналы», — объясняет Изабель Нето, старший научный сотрудник и докторант Института высших технологий.
Чтобы решить эту проблему, специалисты адаптировали имеющегося в продаже робота-игрушку Даша для посредничества в групповых обсуждениях между детьми со смешанными зрительными способностями. Робот перемещается среди детей и остается перед говорящим ребенком в качестве собеседника, используя микрофоны, чтобы видеть, как много было сказано тем или иным ребенком. Робот меняет свое положение и подходит к ребенку, который говорил меньше всех в группе, чтобы побудить его вмешаться.
Dash использует яркие цветные светодиоды и словесные выражения, чтобы передать вовлеченность в разговор или поощрить участие.
«Поведение робота было создано благодаря разработке программного обеспечения, специально предназначенного для использования детьми со смешанными способностями. Его поведение воспринимается каждым ребенком независимо от остроты его зрения», — уточняют разработчики.
Целью исследования, которое проводилось с группами детей, было проверить, будет ли вмешательство робота способствовать тому, чтобы дети с нарушениями зрения и без них в равной степени участвовали в групповых беседах.
«Нас интересовало, насколько сбалансированным будет участие в группе. Мы считали группу сбалансированной, если дети честно разговаривали одинаковое количество времени. С другой стороны, считали группы несбалансированными, когда хотя бы один ребенок говорил значительно больше или меньше остальных», — объясняет Изабель Нето.
Исследование показало, что робот уменьшил разницу между количеством детей с нарушениями зрения и без них. Команда добилась этих результатов, используя так называемую директивную стратегию. В ней робот перемещается рядом с наименее вовлеченным ребенком и побуждает его к разговору.
«Хотя это не устранило полностью диспропорцию, робот уменьшил ее. Таким образом, это небольшой, но многообещающий шаг к более справедливому участию всех детей в школьных мероприятиях», — заключает исследователь.
Это исследование подчеркивает преимущества создания инклюзивных технологий, которые могут быть использованы всеми, способствуя справедливому и равноправному опыту.
Эксклюзивный перевод
Фото: Институт интерактивных технологий
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.