Вместо кубиков листья и сосновые шишки: преимущества лесных детских садов

Вместо кубиков, мягких игрушек, машинок и других игрушек — листья, палки, сосновые шишки и все остальное, что дети могут найти в лесу. Вместо закрытых помещений, искусственного света и ограниченного кислорода — лесные тропинки, свежий воздух, общение с природой и бесчисленные идеи для развлечений.

За рубежом лесные детские сады работают уже несколько лет или несколько десятилетий. Как контакт с природой влияет на детей? Какие навыки он развивает?

Специалисты рассказывают, что природа и лес предлагают детям большие возможности для развития. Играя, дети учатся, исследуют и начинают уважать природу и окружающую среду. В природе они находят множество источников вдохновения для когнитивного, физического и эмоционального развития. Двигательные навыки детей постоянно стимулируются, что приводит к их динамичному развитию. Малыши, находящиеся на свежем воздухе в любое время года, получают бесчисленные стимулы, которые также укрепляют их иммунную систему.

По всей видимости, идея лесных детских садов родилась в Дании. Некая Элла Флаутау любила проводить время со своими детьми в лесу. Она планировала различные игры и занятия, и каждое лесное приключение заканчивалось тем, что к ним присоединялось все больше детей, включая соседей и друзей. Группа росла, пока дружные родители не создали первый лесной детский сад.

В Скандинавии общение с природой бесценно. Местные дети играют на улице весь день, независимо от погоды. Аналогичный подход можно наблюдать и в Германии. Здесь первые лесные детские сады появились более 50 лет назад, а в начале девяностых годов они были официально признаны как форма образования и стали субсидироваться.

В 2005 году в Германии насчитывалось менее 500 детских садов, но в 2012 году их число превысило 1 000. Лесные детские сады также популярны в Австрии, Японии, Шотландии, США и Чехии.

Идея лесного детского сада проста и может быть выражена одним предложением: лес становится прекрасной игровой площадкой для детей, а мать-природа — учителем и проводником. Дети играют на улице, вдали от экранов, искусственного освещения и шума, который часто преобладает в обычных детских садах.

Они могут бегать и заниматься спортом среди деревьев, прыгать через пни, строить башни и мосты из веток, листьев и палок, сооружать различные конструкции из камней, ухаживать за животными и учиться распознавать звуки, издаваемые птицами. Дети также могут выращивать травы и овощи в саду и даже готовить что-нибудь на огне, конечно, в компании воспитателей.

Такие игры позволяют ребенку развивать и укреплять связь с природой. Они насыщают мозг кислородом и развивают чувства. Позволяют справиться с любыми климатическими условиями, привыкнуть к холоду или сырости. Оказывают положительное влияние на творческие способности, ведь дети сами начинают придумывать игры, задавать вопросы, решать головоломки, открывать для себя различные растения и животных.

Пребывание на природе также имеет много общего с теорией Джозефа Корнелла о науке потока. Согласно его предположениям, нужно пробуждать естественный энтузиазм ребенка, позволяя ему испытывать вдохновение и делиться им.

В Лесном детском саду основное внимание уделяется движению, простоте, благодарности, уважению к природе, а также внимательности и позитивному мышлению. Природа и разнообразная деятельность удерживают внимание  малыша. Кроме того, ребенок все время находится в движении, может сжигать калории, прыгать и скакать, а также улучшать свою подвижность. Это уменьшает некоторые дефекты осанки (или другие проблемы со спиной).

Само пребывание в лесу ставит перед детьми множество задач по развитию. Помните, что дети учатся на собственном опыте. Динамичное развитие мелкой и крупной моторики возможно благодаря естественному и разнообразному пространству для движения.

Дети могут проверить свои возможности. Они испытывают тишину, чтобы стать чувствительными к ней. В лесном питомнике у них есть уникальная возможность наблюдать за природными циклами. Они могут наглядно наблюдать за процессами, происходящими с растениями и животными, смотреть, как что-то растет, цветет и меняется.

Обычно здесь нет жестких организационных рамок, хотя утверждается, что в лесном питомнике дети проводят на улице не менее 80 процентов своего времени.

Такой лесной детский сад может иметь две формы. Первая предполагает наличие собственного большого помещения с административными офисами, традиционного здания или деревянного дома, типи, юрты, глиняной хижины, словом, места для кормления или укрытия в сложных погодных условиях.

Второе решение — привозить детей в лес, а затем забирать их после уроков лесоводства, пользуясь гостеприимством ближайшего домика лесника, ближайшей школы, библиотеки и т.д.

Помимо игры, в лесном питомнике есть ряд правил, о которых стоит напомнить детям. Например, что нельзя есть все, что они найдут в лесу: грибы, фрукты или растения, если это не разрешено воспитателями. Дети часто берут бутерброды в лес, а воспитатели получают чай, воду и чистящие средства. Все игры проводятся с уважением к природе.

Фото: vsegda-pomnim.com

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Диетолог рассказала, как правильно есть картофель людям с гипертонией

6 Информационный портал aif.ru опубликовал интервью с кандидатом медицинских наук, диетологом, старшим научным сотрудником ФИЦ …