Анализ антропологов из Института эволюционной антропологии Макса Планка показал, что изготовление каменных орудий не является уникальным для человека и его предков. Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, основано на новом анализе каменных инструментов, используемых длиннохвостыми макаками в национальном парке Пханг Нга в Таиланде.
Эти обезьяны используют каменные орудия для раскалывания орехов в твердой скорлупе. При этом обезьяны часто разбивают молотки и наковальни. В результате скопления разбитых камней значительны и широко распространены по всей стране. Более того, многие из этих артефактов имеют те же особенности, которые обычно используются для идентификации намеренно изготовленных каменных орудий в некоторых из самых ранних археологических раскопок в Восточной Африке.
До сих пор считалось, что остроконечные каменные орудия представляют собой начало преднамеренного изготовления каменных орудий — одной из определяющих и уникальных особенностей эволюции гоминин. Новое исследование ставит под сомнение давние представления о происхождении преднамеренного изготовления инструментов у человека.
«Наше исследование показывает, что производство каменных орудий не является уникальным для человека и наших предков, — рассказывает ведущий автор исследования Томос Проффитт. — Тот факт, что эти макаки используют каменные орудия для обработки орехов, не удивителен, поскольку они также используют орудия для получения доступа к различным моллюскам. Интересно, что при этом они непреднамеренно создают значительную археологическую запись (создают инструменты), которая частично неотличима от некоторых артефактов гоминин».
Как отмечается в исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, случайное откалывание камней могло быть предшественником преднамеренного изготовления инструментов. Просто наши предки в какой-то момент заметили, что тонкие каменные осколки могут копать почву или разрезать плоть мертвого животного, после чего «сломанные» камни обрели вторую жизнь в их руках.
Фото: b17.ru
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.