JECP: в НИУ ВШЭ выявлена особенность чтения на русском языке у детей и взрослых

Научными специалистами Центра языка и мозга НИУ ВШЭ установлено, что младшие школьники и взрослые при предварительной обработке слов во время чтения полагаются на орфографию, а не на звук, в отличие от их немецкоязычных сверстников. Статья об этом была представлена в журнале Journal of Experimental Child Psychology (JECP). Информацией делится «Газета.ру».

Сообщается, что при чтении человеческий мозг обрабатывает несколько видов информации о словах: их звучание, визуальное изображение букв, значение и грамматический род. Строение человеческого глаза позволяет получать информацию не только от слова, на которое мы смотрим, но и от следующего слова, стоящего справа. Это ускоряет процесс чтения: читатель боковым зрением заранее получает информацию о слове справа и поэтому быстрее понимает его значение. Этот процесс называется предварительной обработкой.

Исследователи проанализировали движения глаз 56 второклассников, 48 четвероклассников и 65 взрослых во время чтения. Участники читали 60 предложений на компьютере, а движения их глаз фиксировались камерой. Предварительная обработка похожих слов «пирок» и «пирог» занимала у детей и взрослых примерно одинаковое количество времени, но на предварительную обработку слова «плеог» уходило значительно больше времени, чем на обработку слова «приог», в котором буквы были переставлены.

То есть, все три группы при предварительной обработке полагались на буквенную информацию о следующем слове, а не на его звучание.

Подобные эксперименты на других языках показали, что при чтении на немецком языке дети обращают внимание на звучание слова, а взрослые — на его написание. Англоязычные читатели препроцессируют оба типа информации независимо от возраста.

«Мы ожидали, что второклассники, которые только недавно начали читать, будут использовать боковое зрение для получения информации о звучании следующего слова. Оказалось, что это не так. В возрасте 8 лет дети, как и взрослые, полагаются на предварительную обработку звуков слов. Им легче понять информацию из слова, в котором буквы расположены в неправильном порядке, чем из слова, которое звучит похоже», — поясняет автор исследования Владислава Староверова.

Ученые выразили уверенность в том, что данные результаты важны для понимания того, как дети учатся читать. Открытие поможет в разработке методов коррекции нарушений чтения.

Фото: kartinkin.net

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Ученые провели исследование и выяснили, как древние люди потеряли хвосты

56 Специалистами Медицинского и исследовательского центра NYU Langone Health в США установлено, что мутация в …