Новое исследование, опубликованное в Международном журнале человеческих факторов и эргономики, выявило влияние циркадного ритма на утомляемость за рулем у утренних людей, «жаворонков», в отличие от «полуночников», с особым акцентом на обеденный перерыв после приема пищи.
Утренние люди, которых часто называют «жаворонками», проявляют естественную склонность рано вставать и быть наиболее бдительными и продуктивными в начале дня, в отличие от «полуночников», которые, как правило, не просыпаются рано и достигают пика в более поздние часы и часто далеко за полночь. Исследование, проведенное индонезийской командой, изучило совокупное воздействие факторов, связанных с выполнением задач, и «послеполуденного спада» на людей утреннего типа во время моделирования вождения и выявило ключевые моменты динамики утомления от вождения.
Ученые провели исследование с участием двенадцати мужчин, которые идентифицировали себя как «утренние люди».
Им давали имитированные задания по вождению как до, так и после обеда. Команда надеялась устранить существующий пробел в литературе, особенно касающийся влияния монотонных условий вождения на утомляемость и работоспособность в группе с утренним хронотипом.
Исследователи обнаружили значительное влияние «послеполуденного спада», который представляет собой хорошо известное увеличение сонливости после обеда, на время реакции, бдительность и самооценку усталости у утренних людей. Команда предполагает, что это явление может быть связано с естественным циркадным ритмом организма и состоянием после приема пищи, что подчеркивает проблемы, с которыми сталкиваются утренние люди в течение дня.
Несколько парадоксально, что общепринятый опыт, предполагающий, что время, проведенное за рулем, и взаимодействие между факторами, связанными со сном и выполнением задач, должны оказывать существенное влияние, но этого не наблюдалось у добровольцев-утренних людей. Команда объясняет, что в их исследовании на усталость после приема пищи во второй половине дня влияли люди, которые находились за рулем утром, в результате факторов циркадного ритма, а не продолжительности вождения.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.