Фото: Катажина Вегловска; Попечители Британского музея

Antiquity: научный анализ раскрыл истинные цвета скульптур Парфенона

Новые изображения и научные исследования, проведенные командой, в состав которой входят ученые Королевского колледжа Лондона, обнаружили следы оригинальной краски, использованной для украшения скульптур Парфенона, что свидетельствует о том, что когда-то они действительно были ярко окрашены.

Выставленные в Британском музее скульптуры Парфенона, родом из Древней Греции, на протяжении веков вызывали восхищение своим белым блеском, однако новые данные окончательно доказывают, что они не всегда были такого цвета.

Команда исследователей из King’s, Британского музея и Чикагского института искусств использовала методы цифровой визуализации и научное оборудование для изучения скульптур на микроскопическом уровне и обнаружила «огромное количество сохранившейся краски», показав, что скульптуры изначально были раскрашены в различные цвета, узоры и рисунки. Их исследование было опубликовано в журнале Antiquity.
«Даже если поверхности не были специально подготовлены для нанесения краски, тем не менее, резьба и цвет были едины в их концепции. Художники Парфенона отнеслись благосклонно к конечной задуманной полихромной скульптуре, создав поверхности, которые напоминали текстуры представленных предметов. Вполне вероятно, что художники воспользовались этими имитирующими поверхностями для достижения конечного эффекта «, — рассказывает доктор Уилл Вуттон, специалист по классическому искусству и археологии и заведующий отделом классики.

Исследователи использовали видимую люминесцентную визуализацию мрамора Парфенона в Британском музее — неинвазивный метод, разработанный доктором Джованни Верри из Чикагского института искусств, который позволяет обнаружить микроскопические следы пигмента под названием египетский синий, выявляя мельчайшие остатки краски и узоры.

Египетский синий — это искусственный пигмент, состоящий из кальция, меди и кремния; он уже использовался в Египте около 3000 г. до н.э. и был практически единственным синим пигментом, используемым в Греции и Риме.

На скульптурах также были обнаружены небольшие следы белого и фиолетового пигмента. Настоящий фиолетовый пигмент был очень ценным в древнем Средиземноморье и производился из моллюсков, но пурпурный цвет Парфенона, по-видимому, таковым не являлся.

Краска не часто сохраняется с течением времени, особенно под воздействием непогоды на протяжении веков, и поэтому ко времени изучения древнегреческих скульптур большая часть цвета уже стерлась. Это означало, что долгое время многие считали, что в древнегреческом искусстве использовался только белый мрамор.

Кроме того, при исторических реставрациях часто удалялись любые стойкие следы краски, чтобы восстановить предполагаемую первоначальную «белизну» скульптуры. Это затрудняло понимание и реконструкцию первоначального вида скульптур.

«Скульптуры Парфенона в Британском музее считаются одной из вершин древнего искусства и изучаются на протяжении веков различными учеными. Несмотря на это, никаких следов цвета так и не было найдено, и мало что известно о том, как они были вырезаны «, — отмечает доктор Верри.

Резьба по скульптурам не показывает явного технического вмешательства между отделкой поверхности мрамором и нанесением краски. Вместо этого он указывает на то, что скульпторы сосредоточились на воспроизведении задуманной формы (например, шерсти, льна, кожи и т.д.), А не на создании специальной поверхности для приклеивания краски, например, с помощью шпаклевки или истирания.

Эти предварительные результаты свидетельствуют о том, что роспись скульптур Парфенона была более сложной задачей, чем можно было себе представить. Это подтверждает мнение о том, что цвета вместе с резьбой в древнегреческой скульптуре были важны для ее создателей и целевой аудитории.

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Темно-красные комнаты возбуждали людей сильнее, чем светло-синие

333 Научные специалисты из Швейцарии оценили влияние цвета на психическое состояние людей. Оказалось, что темно-красный …