Батискаф «Титан», который взорвался во время погружения к «Титанику», был сделан из материала, непригодного для циклических нагрузок. Об этом в интервью газете «Известия» заявил российский ученый Анатолий Сагалевич, руководитель лаборатории глубоководных подводных аппаратов Океанологического института Российской академии наук.
Ранее доцент Плимутского университета Джаспер Грэм-Джонс выдвинул теорию, согласно которой причиной трагедии «Титана» стала вытянутая структура корпуса и микротрещины, образовавшиеся во время предыдущих погружений. По его словам, такие трещины незаметны, но являются критическими из-за неконтролируемого и быстрого увеличения.
Сагалевич, напротив, считает, что виноваты не трещины, а углепластик, из которого была построена подводная лодка.
По словам ученого, углепластик действительно является сверхпрочным материалом при определенных условиях и чрезвычайно хрупким — также при определенных обстоятельствах.
При погружении в воду возникают остаточные напряжения, которые время от времени снижают прочность корпуса. В какой-то момент, когда давление изнутри и снаружи достигло критического уровня, материал не выдержал циклической нагрузки, пояснил эксперт.
Анатолий Сагалевич назвал проект судна непрофессиональным и неграмотным. Сам ученый, имеющий большой опыт погружений на глубину более минус 5 километров, в том числе на дно озера Байкал, участвовал в разработке российского глубоководного аппарата «Мир» и неоднократно критиковал «Титан». Кстати, именно с помощью российских аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» режиссер Джеймс Кэмерон снял свой «Титаник».
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.