Фото: SUTD

Роботы против людей: кому дети больше доверяют при изучении новой информации

В наш цифровой век дети сталкиваются с огромным количеством информации онлайн, часть из которой непроверена и все чаще генерируется нечеловеческими источниками, такими как языковые модели, управляемые искусственным интеллектом. По мере взросления детей способность оценивать достоверность источника становится важным навыком для развития критического мышления.

Дети в возрасте от 3 до 5 лет проявляют избирательное доверие, основанное на прошлой точности информатора, когда сталкиваются как с людьми, так и с роботами, согласно исследованию, опубликованному в журнале Child Development.

«Дети не просто доверяют тому, кто навешивает на них ярлыки, они доверяют тем, на кого можно было положиться в прошлом. Мы считаем, что такая избирательность в социальном обучении отражает формирующееся у маленьких детей понимание того, что является хорошим (надежным) источником информации «, — объяснила Ли Сяоцянь, научный сотрудник Сингапурского университета технологии и дизайна (SUTD).

В ходе исследования участники из сингапурских дошкольных учреждений в возрасте от 3 до 5 лет были разделены ниже и выше среднего возраста 4, 58 лет на «младшую» и «старшую» когорты соответственно.

Они были в паре с роботом или человеком-информатором, который давал точные или неточные обозначения предметам, таким как «мяч» или «книга». Затем исследователи провели тестирование, чтобы выяснить, повлияли ли личность информанта (человек или робот) и послужной список надежного информатора, а также возраст ребенка на доверие ребенка к информанту, чтобы он правильно обозначал вещи в будущем.

В ходе исследования участникам был представлен только один информант, и их доверие измерялось их готовностью принять новую информацию. В качестве робота-информатора использовался гуманоидный социальный робот SoftBank Robotics, NAO, обладающий человекоподобным, но роботизированным голосом.Чтобы условия были сопоставимыми, информант-человек согласовал свои движения с движениями робота. Рядом с участником также сидел экспериментатор, который задавал необходимые вопросы, чтобы участник не чувствовал давления и не соглашался с информантом.

Исследование показало, что дети были готовы принять новую информацию как от информаторов-людей, так и от роботов, которые ранее давали точную информацию, но не от потенциально ненадежного информатора, который совершал ошибки в прошлом, особенно когда информатором был робот. Что касается эффекта возраста, авторы сообщили, что дети младшего возраста с большей вероятностью примут информацию от ненадежного человека, чем от ненадежного робота, но было обнаружено, что дети постарше не доверяют или отвергают информацию от ненадежного информатора, человека или робота.

«Эти результаты свидетельствуют о том, что у детей младшего и старшего возраста могут быть разные стратегии избирательного доверия, особенно то, как они используют показатели надежности информантов и идентичности при принятии решения, кому доверять. Вместе с другими исследованиями избирательного доверия детей мы показываем, что по мере взросления дети могут все больше полагаться на сигналы надежности, определяющие их доверительное поведение «, — поясняет доктор Ли.

Предыдущие исследования показали, что дети полагаются на такие факторы, как возраст, знакомство и язык, чтобы определить, надежен информатор или нет. Возможно, дети младшего возраста больше полагаются на подобные идентификационные сигналы, чем на эпистемологические свидетельства. Становясь старше, дети больше внимания уделяют «тому, что вы знаете», чем «тому, кто вы есть», когда решают довериться информатору.

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Эксперты дали советы по безопасности семейных ужинов на открытом воздухе

40 Планируя семейный пикник в парке, у бассейна или на пляже, помните о безопасности пищевых …