Фото: Развивающая когнитивная неврология (2023)

Исследователи проиллюстрировали, как речь взрослого формирует мозг ребенка

Команда под руководством исследователя из Техасского университета в Далласе нашла самые убедительные доказательства того, что родители, которые больше разговаривают со своими детьми, улучшают развитие их мозга.

Исследователи использовали магнитно-резонансные изображения и аудиозаписи, чтобы показать, что речь родителей связана с развитием мозга ребенка таким образом, что улучшает долгосрочный прогресс в развитии языка. Доктор Меган Свенсон, доцент психологии в Школе поведенческих и мозговых наук, является ведущим автором исследования, которое было опубликовано в выпуске журнала Developmental Cognitive Neuroscience.

«Эта работа — шаг к пониманию того, почему дети, которые слышат больше слов, развивают лучшие языковые навыки и какой процесс способствует этому механизму, — рассказывает Свонсон. — Это одна из двух новых работ, которые впервые показывают связь между речью воспитателя и тем, как развивается белое вещество мозга».

Белое вещество мозга облегчает коммуникацию между различными областями серого вещества, где происходит обработка информации в мозге.

В анализе приняли участие 52 младенца из исследования «Infant Brain Imaging Study» (IBIS), проекта Центра передового опыта по аутизму Национального института здоровья США, в котором участвуют восемь американских и канадских университетов и клинических центров в Сиэтле, Филадельфии, Сент-Луисе, Миннеаполисе и Чапел-Хилл, Северная Каролина.

Записи домашней речи собирались, когда детям было 9 месяцев, и повторно через шесть месяцев, а магнитно-резонансная томография проводилась в возрасте 3 месяцев и 6 месяцев, а также в возрасте 1 и 2 лет.

«Это время для домашних записей было выбрано потому, что оно охватывает формирование слов. Мы хотели запечатлеть долингвистический период лепета, а также момент после появления речи», — поясняют ученые.

Давно известно, что домашняя среда младенца — особенно качество речи воспитателей — напрямую влияет на освоение языка, но механизмы, лежащие в основе этого, остаются неясными. Команда Свенсона сделала снимки нескольких областей белого вещества мозга, сосредоточившись на развитии неврологических путей.

«Дугообразный пучок — это волокнистый путь, который, как учат всех на курсах нейробиологии, необходим для производства и понимания речи, но это открытие было сделано во взрослом мозге. У этих детей мы также рассмотрели другие потенциально важные волокнистые тракты, включая беззубый пучок, который связан с обучением и памятью», — отмечают исследователи.

Они использовали изображения для измерения фракционной анизотропии (ФА). Этот показатель свободы или ограничения движения воды в мозге используется в качестве индикатора прогресса в развитии белого вещества.

«По мере созревания волокнистого пути движение воды становится более ограниченным, и структура мозга становится более целостной. Поскольку младенцы не рождаются с высокоспециализированным мозгом, мы предполагаем, что сети, поддерживающие этот когнитивный навык, сначала более размыты, а затем становятся более специализированными», — пишут ученые.

Команда Свенсона обнаружила, что младенцы, которые слышали больше слов, имели более низкие значения FA. Это говорит о том, что структура их белого вещества развивалась медленнее. Когда младенцы начинали говорить, у них улучшались языковые способности.

Полученные результаты согласуются с другими недавними исследованиями, показывающими, что более медленное созревание белого вещества дает когнитивные преимущества. По мере созревания мозга он становится менее пластичным — выстраиваются сети. Однако с нейробиологической точки зрения младенческий период отличается от других. Младенческий мозг, очевидно, нуждается в длительном периоде пластичности для приобретения определенных навыков.

«Результаты показывают четкую, поразительную отрицательную связь между ФА и вокализацией младенцев, — рассказывает Шарния Говиндарадж, соавтор статьи, докторант в области когнитивных и неврологических наук и сотрудник лаборатории детского мозга Свонсон. — Сначала мы не знали, как интерпретировать эти негативные ассоциации, которые казались очень нелогичными. Вся концепция нейропластичности и обучения должна была встать на свои места. То, на какие способности мы обращаем внимание, также имеет большое значение, потому что такие способности, как зрение, формируются гораздо раньше, чем речь».

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Science Daily: ученые раскрыли причины зависимости в мозге

49 Ученые из Университета Маунт-Синай в сотрудничестве с коллегами из Рокфеллеровского университета открыли особый механизм …