Единорог — одно из самых известных мифических существ, которое часто изображают в виде белой лошади со спиральным рогом, выходящим изо лба. На протяжении большей части истории этого мифического существа люди думали, что оно существует на самом деле. Статья об этом опубликована в издании Live Science.
Сообщается, что изображения единорога восходят к цивилизации долины Инда (около 3300 г. до н. э. — 1300 г. до н. э.) в Южной Азии, которая включала части современных Афганистана, Пакистана и Индии. На печатях того периода изображен боковой профиль лошади с одним рогом. Однако, по данным музея Сент-Нотс в Англии, эти изображения, вероятно, были изображениями бизона (Bos primigenius), ныне вымершего дикого быка.
Письменные китайские описания азиатского единорога датируются примерно 2700 годом до нашей эры, согласно данным Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. Этот «единорог» представлял собой комбинацию различных животных и имел тело оленя, хвост быка, разноцветную или чешуйчатую шерсть дракона и покрытый плотью рог (или рога). Несмотря на физические различия, азиатские единороги были описаны как уклончивые и одиночные существа, как и в более поздних европейских записях.
Первое зафиксированное упоминание о единорогах в западной литературе относится к четвертому веку до нашей эры. Ктесий, врач и историк, записал рассказы индийских путешественников и описал «диких ослов» размером с лошадь с белым телом, голубыми глазами, красной головой и разноцветным рогом длиной около 1,5 футов (0,5 м), о котором сообщалось в 2008 году. Ктесийский единорог, вероятно, был основан на описаниях нескольких животных, таких как дикие ослы и индийский носорог (Rhinoceros unicornis).
Ошибочные переводы помогли превратить единорогов из запутанных сложных животных в величественные белые существа. В третьем веке до нашей эры ученые, переводившие Библию с иврита на греческий, взяли ивритское слово «ре’ем», вероятно, название зубра, и превратили его в греческое слово «монокерос», означающее «один рог», которое использовалось для обозначения носорога. Это слово позже стало «unicornus» в латинских переводах греческой Библии и «unicorn» в английских версиях латыни, согласно Merriam-Webster. Таким образом, единорог стал библейским животным, ассоциирующимся с Иисусом Христом и чистотой.
Итальянский исследователь Марко Поло обнаружил, что истории о единорогах не совсем соответствуют реальности, когда он путешествовал по Азии и впервые увидел то, что он принял за единорога в 13 веке — этот рассказ подробно описан в книге «Путешествия Марко Поло» (Penguin Classics, 1958). Поло описывал это существо как имеющее большой черный рог, шерсть как у буйвола и ноги как у слона. В настоящее время широко признано, что «единорог», которого видел Поло, был носорогом, согласно данным библиотеки Университета Брауна.
В средние века моряки и торговцы привозили бивни нарвалов (Monodon monoceros) на европейские рынки и продавали их как рога «единорога», согласно AMNH. Нарвалы — это зубастые киты, обитающие в Арктике. Согласно данным Центра полярных наук Университета Вашингтона, самцы нарвалов имеют выступающий зуб длиной от 6,6 до 9,8 футов (2 — 3 м), который напоминает рог.
До появления в продаже бивней нарвалов у европейцев не было последовательного описания того, как должны выглядеть рога единорога. После появления бивней на средневековых рынках рога единорога почти всегда описывались как длинные, белые и спиралевидные, как бивни нарвала, сообщает AMNH.Исследование 2004 года, опубликованное в European Journal of Archaeology, показало, что нарвалы были практически неизвестны в Европе в Средние века, хотя некоторые люди охотились на них и приобретали их бивни.
«Единорог хорошо известен в средневековой изобразительной и письменной культуре, особенно в четырнадцатом и пятнадцатом веках, в то время как отсутствие нарвалов в западноевропейском искусстве и мышлении поразительно», — пишет автор исследования.
Хотя нарвалы действительно существовали, большинство людей не слышали о них, поэтому бивни помогли укрепить истории о мифических единорогах, которых не было на самом деле, но в них верили.
По данным музея Сент-Нотс, распространенная среди европейцев вера в существование единорогов сошла на нет к 18 веку. В конце концов, никто не смог найти реальное животное, которое соответствовало бы описанию единорога.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.