Фото: амитешиха, CC BY 3.0 с помощью Wikimedia Commons

Antiquity: найдены древние наскальные рисунки, скрытые среди ранее описанных

Исследование, проведенное в Мадридском университете Комплутенсе, позволило обнаружить множество древних наскальных рисунков, скрытых среди ранее описанных наскальных рисунков. В статье «Животные, спрятанные на виду: стереоскопическая запись наскальных рисунков эпохи палеолита в пещере Ла Пасиега, Кантабрия», опубликованной в журнале Antiquity, команда ученых добавляет детали, отсутствующие на предыдущих фотографических изображениях.

Специалисты заново изучили наскальные рисунки в пещере Ла-Пасиега с помощью новых цифровых стереоскопических технологий записи и выявили ранее не замеченные фигуры животных в наскальной живописи. В частности, были обнаружены новые изображения лошадей, оленей и крупного рогатого скота (вероятно, бизонов), которые ранее не были распознаны.

Некоторые из рисунков ранее считались незаконченными, как будто художник просто бросил работу на середине пути. Благодаря стереоскопической фотографии и лучшему пониманию того, как природные скальные образования были включены в художественное произведение, эти незавершенные фигуры были переосмыслены как полноценные изображения животных.

Стереоскопическая фотография позволила исследователям установить взаимосвязь между изображениями и неровностями каменных стен пещеры. На традиционных двухмерных фотографиях такие соотношения уловить было непросто.

Включая в изображения природные элементы наскальной живописи, древний художник использовал существующее окружение, чтобы усилить его или сделать частью произведения искусства, создавая гармоничное взаимодействие между рукотворными и природными элементами. Этот прием позволяет придать глубину и трехмерность изображаемым персонажам и сценам.

Фантазию художников могли вдохновить и топографические особенности стен пещер. Обитатели пещер могли страдать парейдолией — психологическим феноменом непроизвольного видения форм в природе, например, силуэтов в облаках. Если скальный выступ слегка напоминает голову лошади, художник мог представить себе законченную форму, добавив дополнительные детали.

Например, один из недавно обнаруженных рисунков лошади имеет размер примерно 460 х 300 мм и раскрашен красным цветом с использованием точек с разным расстоянием между ними. На нем изображена голова с уголком рта, глаз, ухо, начало шеи и линия спины. В рисунке использованы природные особенности стены пещеры: расщелины в скале включены в контур головы и груди. Линия шейного отдела позвоночника проходит по вогнутой части стены.Вторая лошадь окрашена желтой охрой и имеет размер 600 мм от головы до задних ног. Предварительно выделены следующие анатомические части: голова, грива, спина и задние конечности. По форме поверхности скалы авторы предполагают, что край скалы определяет живот лошади, а естественные расщелины в скале — передние ноги. Даже без использования краски естественная поверхность скалы напоминает несколько анатомических особенностей.

Стереоскопические фотографии позволили команде определить десятки корреляций между изображениями и неровностями скальных стен пещеры, которые не видны на обычных фотографиях. Пещера Ла Пасиега представляет собой прекрасный пример объекта, где предыдущие исследования опирались на описания искусства, основанные на цветах, формах, технике живописи или гравировки, а естественная поверхность скал редко принималась во внимание.

Авторы приходят к выводу, что наскальное искусство палеолита следует определять не только на основе нарисованных или выгравированных элементов, но и на основе топографических особенностей скалы, на которой они выгравированы, поскольку эти два фактора невозможно разделить.

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Nature Communications: культурную революцию в палеолите признали более сложной

83 Специалисты из музея Университета Нагоя в Японии выяснили, что культурная революция у доисторических людей …