Фото: Pixabay / CC0 Общественное достояние

Доказано, что девочки-подростки более чувствительны к беспокойству других девочек

Хорошо известно, что подростки склонны перенимать то же поведение, что и их сверстники. Поскольку канадские учащиеся проводят в среднем 923 часа в учебном году в компании своих одноклассников, Сандрин Шарбонно хотела выяснить, существует ли какая-либо связь между «состоянием» (сиюминутной) тревожностью учащегося и «чертой характера» (долгосрочной) тревожности его или ее одноклассников.

В ходе своего магистерского исследования в центре Института психического здоровья Монреальского университета под руководством профессора Сони Люпьен она обнаружила ассоциацию такого типа у девочек, но не у мальчиков.

Ее выводы, опубликованные в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, были основаны на данных, собранных Одри-Энн Журнало для ее докторского исследования о природе беспокойства, испытываемого молодыми людьми в школе, и возможных факторах, таких как родительские, академические и индивидуальные факторы.

Шарбонно собрала данные из анкет, заполненных в классе более чем 1400 девочками и мальчиками в шести начальных школах и семи средних школах на Северном побережье Монреаля. Респонденты были в 5, 6, 10 и 11 классах.

Исследовательница применила модель тревожности по признакам состояния, разработанную американским психологом Чарльзом Спилбергером в 1988 году, для анализа своих данных.

Модель различает два типа беспокойства:

  • Тревога состояния — это преходящая эмоция, которая колеблется в зависимости от внешних стимулов, воспринимаемых как угрожающие. У ученицы, испытывающей состояние тревоги, наблюдаются физические проявления, такие как потливость, учащенное дыхание, боли в животе и т.д. в течение короткого периода времени;
  • Тревога по признаку характера — это черта личности, неотъемлемая характеристика личности, которая может привести их к восприятию различных ситуаций как угрожающих. Учащиеся с тревожностью по признакам характера, как правило, испытывают больше беспокойства по поводу состояния в школе.

Шарбонно проанализировала влияние присутствия одноклассников с тревожностью по признакам на тревожность состояния учащихся. Она также изучила, различался ли эффект тревоги сверстников у девочек и мальчиков в начальной и средней школе.

Результаты указывают на связь между тревогой за состояние ученика и тревогой за черты характера других учеников, но только для девочек. Нахождение в окружении девочек с тревожностью по признакам в классе влияет на тревожность девочек по состоянию здоровья; мальчики не реагируют аналогично на тревогу своих сверстников.

«В частности, если средняя тревожность девочек в классе увеличивается на 5 баллов по шкале от 1 до 10 из года в год, индивидуальная тревожность девочек возрастет на два балла, в то время как у мальчиков — всего на 0,3 балла», — делится Шарбонно.

Эффект, по-видимому, не зависит от возраста; связь между тревогой учащегося о состоянии здоровья и тревогой одноклассников о чертах характера одинакова для учащихся начальной и средней школы.

Есть ли разница между учащимися частных и государственных школ? Этот вопрос не был частью анализа Шарбонно, но Журнало изучал его.

«Мое докторское исследование показывает, что учащиеся государственной системы чаще испытывают беспокойство, чем учащиеся частной школы. Это противоречит общепринятому мнению, но согласуется с выводами других исследований. Одна из гипотез, которая могла бы объяснить это, заключается в том, что молодые люди, которым труднее получать проходные баллы, подвергаются большему риску возникновения беспокойства «, — отмечает специалист.

Исследование Шарбонно является одним из первых, показавших, что одноклассники могут влиять на тревожность состояния учащихся и что девочки и мальчики реагируют по-разному.

Поскольку это новая почва, трудно объяснить, почему только девочки чувствительны к беспокойству других девочек в их классе, но у Шарбонно действительно есть несколько гипотез.

«В научной литературе хорошо известно, что девочки выражают больше беспокойства, чем мальчики, и это может быть потому, что девочки социализированы для выражения эмоций, в отличие от мальчиков», — предположила она.

Психолог также отметила, что «девочки, как правило, лучше мальчиков распознают эмоции других», а поскольку наиболее частые взаимодействия в подростковом возрасте происходят со сверстниками того же пола, «присоединение при столкновении со стрессором является одним из процессов, который может быть напрямую связан с результатами».

Исследования показали, что девочки склонны вступать в партнерские отношения, когда сталкиваются со стрессовыми ситуациями, в отличие от мальчиков.

«И, как только они вступают в ассоциацию, они склонны более интенсивно говорить о своих проблемах и негативных эмоциях, явление, называемое совместным размышлением, — объяснил Шарбонно. — Молодые люди, которые совместно размышляют, склонны постоянно делиться своими проблемами, не находя конкретных решений».

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Использование смартфонов в раннем возрасте усугубляет проблемы с психикой

83 Недавнее исследование, проведенное компанией Sapien Labs, выявило устойчивую связь между возрастом, когда ребенок впервые …