Исследователи проинформировали о методах борьбы с плагиатом в университетах

В Лаборатории образовательного права Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провели исследование опыта борьбы со списыванием и плагиатом среди студентов в Великобритании, США, Германии, Сингапуре, Швейцарии и Гонконге. Специалисты считают, что некоторые методы окажутся полезными и в российском образовании. Они также выделили меры, которые должны предпринять отечественные университеты. Информацией об этом делится «Учительская газета«.

Мы говорим о плагиате, когда люди копируют чужие работы, приписывая их себе, или когда они нанимают авторов и выдают работы за свои. Оказалось, что академическая среда в странах, которые решили исследовать ученые, очень серьезно относится к попыткам образовательного мошенничества.

Например, в американских колледжах за подобные нарушения студент может быть отчислен или оставлен на второй год, а информация о случае плагиата включается в приложение к диплому. В Сингапуре ответственность несет и соучастник — например, студент университета, отдавший в пользование свою работу.

За рубежом плагиат рассматривается не только как мошенничество, но и как нарушение этических норм. В отечественных университетах отношение к плагиату менее строгое. Более половины опрошенных преподавателей предложили в качестве наказания снижение оценки или выговор. Отсутствие ответа на нарушение также считалось приемлемым.

Зарубежные университеты используют различные наказания за недобросовестные действия авторов. Например, Стэнфордский университет может приостановить работу или даже назначить общественные работы. В Национальном университете Сингапура студент рискует получить неудовлетворительную оценку или вообще потерять право на ее получение. В Гонконге студенту, который плохо справился с работой, предложат выполнить проект заново, но могут быть применены и дисциплинарные меры — от выговора или штрафа до исключения из вуза.

В российских высших учебных заведениях существуют внутренние правила и положения, касающиеся академического мошенничества. Авторы исследования из Университета экономики предложили методы, которые могут дать заметный эффект и действовать на опережение. Так, предлагается проводить регулятивные и информационно-просветительские мероприятия. Целесообразно разработать курс по академической этике, который бы четко объяснял понятие плагиата. Также следует написать рекомендации по правилам цитирования и работы с источниками. Подобный онлайн-курс был бы также актуален для преподавателей и сотрудников вузов.

Целесообразно изменить процедуру непрерывной аттестации. В настоящее время академические отклонения грозят только за плагиат в курсовых работах и письменных экзаменах. Однако авторство в обычных курсовых работах не контролируется. Иногда недобросовестная работа на семинарах повторяется без последствий. Исследователи предлагают, чтобы в случае серьезных академических нарушений студент получал неудовлетворительную оценку. Кроме того, у студента может быть отнята скидка, если он учится по договору об оказании платных образовательных услуг.

Процедура наложения ответственности также должна быть изменена. На уровне факультетов могут быть созданы комитеты для расследования случаев неправомерного поведения. Они будут либо налагать на студента дисциплинарное взыскание, либо рекомендовать отчисление. Соучастник также может быть привлечен к ответственности.

Именно так авторы исследования предложили построить работу по борьбе с академическим мошенничеством, объяснить студентам основные понятия и ввести систему наказаний.

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

Минобрнауки: новую систему образования в вузах введут с 1 сентября 2025 года

311 Новая национальная система высшего образования будет введена в российских вузах с 1 сентября 2025 …