Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) рассказали, что студенты не всегда хорошо понимают художественные тексты из-за четырех установок на чтение. Информацией об этом делится «Газета.Ru«.
Сообщается, что в исследовании приняли участие группы студентов МГППУ, обучающихся на учителей начальных классов, опрос проводился в течение двух лет. Из-за небольшого размера групп экспертам удалось опросить 34 человека.
В результате анализа было установлено, что начальный уровень подготовки бакалавров к самостоятельной работе с художественным текстом недостаточно высок. Четверть студентов не поняли основную идею рассказа, около половины не смогли разобраться с чувствами и мыслями героев, 70 % не нашли «авторские вехи», указывающие на отношение автора к персонажам, 45 % не нашли связи между образами лирического стихотворения.
Кроме того, как отмечается, у студентов есть установки на чтение, которые мешают им полноценно воспринимать художественную литературу. Например, они сосредоточены на поиске единственно верной интерпретации произведения, что приводит к попыткам угадать или найти «правильную» идею в Интернете, и теряют способность мыслить самостоятельно.
Также у исследуемых наблюдается наивно-реалистическая позиция, когда читатель не делает различий между реальным миром и миром художественного произведения. По этой причине их в основном волнует оценка моральных и этических качеств рассказа.
«Исходные установки студентов на понимание художественных текстов и преподавание литературы не соответствуют требованиям, предъявляемым к учителям, работающим в системе развивающего образования. Необходима специальная работа, направленная на формирование у будущих учителей соответствующих читательских установок и навыков работы с литературными произведениями», — подчеркивает автор исследования, доцент кафедры «Психология образования имени профессора В. А. Гуружапова» Анна Адаскина.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.