Граждане стали жаловаться на сложности в получении кредитных каникул. Получить их удается меньшинству обратившихся заемщиков, пишет «Коммерсантъ».
Банки объясняют отказы несоответствием требованиям, существующими просрочками или уже имеющимися каникулами.
Большинство отказов в Райффайзенбанке (95%) объясняют тем, что кредит не соответствует условиям программы, например, сумма кредита превышает установленный законом максимум, или доход снизился менее чем на 30%.
В «Уралсибе» отмечают, что причиной отказа может стать наличие у заемщика действующих ипотечных каникул.
В «Ренессанс Кредите» говорят, что получить отказ от банка можно, если у клиента есть просроченная задолженность, которая образовалась до 1 марта.
Опрос 30 крупнейших банков показал, что количество клиентов, обратившихся за данной услугой в течение первого месяца после вступления в силу поправок к закону о кредитных каникулах (106-ФЗ), составляет уже десятки тысяч.
Кредитные каникулы распространяются на ипотеку, автокредиты, потребительские кредиты и долги по кредитным картам. Льготный период составляет от одного до шести месяцев. Воспользоваться кредитными каникулами клиент может один раз по каждому договору.
В Центробанке признали, что регулятор уже получал жалобы от заемщиков, связанные с предоставлением кредитных каникул, но «пока количество жалоб незначительно».
В службе финансового омбудсмена пояснили, что у банка «в случае немотивированного отказа в предоставлении кредитных каникул для клиентов могут возникнуть риски» — прежде всего, имущественная ответственность перед должником, в том числе возмещение убытков.
Заемщик имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным и принуждении банка к изменению условий договора.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.