Интеллектуальные устройства с голосовым управлением, такие как Alexa, Siri и Google Home, могут препятствовать социальному и эмоциональному развитию детей, утверждает эксперт по использованию искусственного интеллекта и машинного обучения в здравоохранении в работе, опубликованной в журнале Archives of Childhood Illness.
Эти устройства могут иметь долгосрочные последствия, мешая развитию у детей критического мышления, эмпатии и сострадания, а также навыков обучения, отмечает Анмол Арора из Кембриджского университета.
Хотя устройства с голосовым управлением могут выступать в роли «друзей» и помогать улучшать навыки чтения и общения детей, их продвинутый искусственный интеллект и «человеческие» голоса вызывают опасения по поводу потенциального долгосрочного воздействия на мозг детей на важнейшем этапе развития.
Автор объясняет, что существует три большие проблемы. К ним относятся неадекватная реакция, торможение социального развития и препятствование обучению.
Он приводит несколько широко разрекламированных примеров неадекватных реакций, включая устройство, предлагающее 10-летнему ребенку попробовать прикоснуться монетой к розетке.
«Трудно обеспечить строгий родительский контроль над этими устройствами без серьезного ущерба для их функциональности», — предполагает он, добавляя, что также возникли опасения по поводу записи частных разговоров.
Эти устройства не могут научить детей вежливому поведению, потому что здесь нет ожидания «пожалуйста» или «спасибо», и нет необходимости учитывать тон голоса, подчеркивает ученый.
«Отсутствие возможности участвовать в невербальном общении делает использование устройств плохим методом обучения социальному взаимодействию, — пишет он. — При обычном человеческом общении ребенок получает конструктивную обратную связь».
Предварительные исследования по использованию голосовых помощников в качестве социальных компаньонов для одиноких взрослых обнадеживают. Но совершенно неясно, применимо ли это и к детям, отмечает специалист.
Устройства предназначены для поиска запрашиваемой информации и предоставления краткого, конкретного ответа, но это может нарушить традиционные процессы, с помощью которых дети поглощают и усваивают информацию, предполагает автор.
Когда дети задают вопросы взрослым, взрослый может спросить контекстную информацию, объяснить ограниченность своих знаний и проверить рассуждения ребенка — процесс, который эти устройства не могут воспроизвести.
«Взаимодействие с устройствами на важнейшем этапе социального и эмоционального развития может иметь долгосрочные последствия для эмпатии, сострадания и критического мышления», — заключает исследователь.
Эксклюзивный перевод*
Фото: Unsplash / CC0 Общественное достояние
Ведущий автор рубрик «здоровье», «общество», «наука». Считаю, что журналист должен тщательно проверять информацию. А если ошибка все же произошла, нужно ее признать и извиниться.