Умные устройства с голосовым управлением могут препятствовать социальному и эмоциональному развитию детей

Интеллектуальные устройства с голосовым управлением, такие как Alexa, Siri и Google Home, могут препятствовать социальному и эмоциональному развитию детей, утверждает эксперт по использованию искусственного интеллекта и машинного обучения в здравоохранении в работе, опубликованной в журнале Archives of Childhood Illness.

Эти устройства могут иметь долгосрочные последствия, мешая развитию у детей критического мышления, эмпатии и сострадания, а также навыков обучения, отмечает Анмол Арора из Кембриджского университета.

Хотя устройства с голосовым управлением могут выступать в роли «друзей» и помогать улучшать навыки чтения и общения детей, их продвинутый искусственный интеллект и «человеческие» голоса вызывают опасения по поводу потенциального долгосрочного воздействия на мозг детей на важнейшем этапе развития.

Автор объясняет, что существует три большие проблемы. К ним относятся неадекватная реакция, торможение социального развития и препятствование обучению.

Он приводит несколько широко разрекламированных примеров неадекватных реакций, включая устройство, предлагающее 10-летнему ребенку попробовать прикоснуться монетой к розетке.

«Трудно обеспечить строгий родительский контроль над этими устройствами без серьезного ущерба для их функциональности», — предполагает он, добавляя, что также возникли опасения по поводу записи частных разговоров.

Эти устройства не могут научить детей вежливому поведению, потому что здесь нет ожидания «пожалуйста» или «спасибо», и нет необходимости учитывать тон голоса, подчеркивает ученый.

«Отсутствие возможности участвовать в невербальном общении делает использование устройств плохим методом обучения социальному взаимодействию, — пишет он. — При обычном человеческом общении ребенок получает конструктивную обратную связь». 

Предварительные исследования по использованию голосовых помощников в качестве социальных компаньонов для одиноких взрослых обнадеживают. Но совершенно неясно, применимо ли это и к детям, отмечает специалист.

Устройства предназначены для поиска запрашиваемой информации и предоставления краткого, конкретного ответа, но это может нарушить традиционные процессы, с помощью которых дети поглощают и усваивают информацию, предполагает автор.

Когда дети задают вопросы взрослым, взрослый может спросить контекстную информацию, объяснить ограниченность своих знаний и проверить рассуждения ребенка — процесс, который эти устройства не могут воспроизвести.

«Взаимодействие с устройствами на важнейшем этапе социального и эмоционального развития может иметь долгосрочные последствия для эмпатии, сострадания и критического мышления», — заключает исследователь.

Эксклюзивный перевод*

Фото: Unsplash / CC0 Общественное достояние

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

ИИ точно определил место захоронения древнего философа Платона

147 Издание Arkeonews сообщило об открытии, которое сделали сотрудники итальянской исследовательской группы из Пизанского университета, …