Откуда берутся дети с нарушениями обучаемости? Что видят в текстах люди с дислексией? Как тренировать мозг и что заставляет расти новые нейронные связи? Об этом в интервью «Российской газете» рассказала Светлана Дорофеева, научный сотрудник Центра языка и мозга Высшей школы экономики.
По данным последних опросов и исследований, от 20 до 30 процентов учеников в школах — неуспевающие. Дети не могут прочитать простую математическую задачу, пишут «зверь» вместо «дверь», «Эврота» вместо «Европа». Родители занимаются с некоторыми из них дома с утра до вечера и не получают никаких результатов. Почему так происходит?
Светлана Дорофеева считает, что причин проблем с обучением у детей несколько. Одна из них — дислексия, специфическое расстройство, вызывающее проблемы с чтением, а другая — дисграфия, нарушение письма.
Эксперт отметила, что интеллект ребенка с такими нарушениями часто довольно высок. Для выявления таких особенностей часто используются специальные тесты, также можно проконсультироваться с логопедом или нейропсихологом.
Логопеда следует посетить и проконсультироваться с ним, если:
- ребенок произносит звуки нечетко или проглатывает их;
- не может повторить несуществующее слово или ряд слов;
- не может хорошо запомнить новые слова;
- если он/она хорошо произносит знакомое слово, но незнакомое слово понимает с трудом и повторяет с ошибками.
Также стоит насторожиться и проконсультироваться с нейропсихологом, если:
- ребенок в возрасте 6 лет не может аккуратно раскрасить простой рисунок или даже нарисовать его контур;
- не может точно нарисовать (соблюдая приблизительные пропорции) простую фигуру (например, квадрат, куб, овал);
- часто путает, где «правая» и «левая» стороны;
- не может автоматически научиться повторяющимся действиям, например, завязывать шнурки;
- имеет плохую устойчивость внимания;
- быстро устает, когда пытается сосредоточиться.
Кроме того, за советом специалиста следует обратиться, если ребенок упорно не может освоить основы чтения, но родителям не очень понятно, в чем дело. Даже если кажется, что все в порядке, ребенок должен быть в состоянии справиться, он просто ленится. Иногда это редкий тип расстройства. Например, бывают случаи, когда у ребенка и тесты интеллекта в норме, и фонологические тесты, и стандартные визуальные тоже — но читать он не умеет. При более тщательном обследовании выясняется, что ребенок видит некоторые зрительные образы под несколько иным углом. В обычной жизни это может остаться незамеченным, потому что расстройство только одно и не грубое, но при чтении это очень мешает.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.