Фото: Nature Scientific Reports

Следы растений найдены учеными Оксфорда в кирпиче возрастом 2900 лет

Ученые из Оксфордского университета обнаружили глиняный кирпич возрастом 2900 лет. Группе исследователей удалось обнаружить в нем древнюю ДНК. Работа представлена в журнале Nature Scientific Reports.

Артефакт был изготовлен из глины, собранной на берегах реки Тигр. Глину смешивали с соломой и навозом, затем закладывали в формы для изготовления кирпичей и оставляли сушиться на солнце.

Благодаря «солнечному» обжигу, а не обжигу в печи, кирпичи-сырцы получались достаточно твердыми и прочными, чтобы использовать их для строительства зданий. Однако со временем они становятся хрупкими. В данном случае один из кирпичей, хранящихся в музее, треснул в 2020 году. Однако образовавшаяся трещина позволила ученым взять образец незагрязненного внутреннего «ядра» кирпича.

Для их изучения была собрана междисциплинарная группа и разработан новый метод секвенирования ДНК. В итоге генетики обнаружили 34 уникальные таксономические группы растений, а также семь отдельных семейств. В их идентификации помогли ботаники и археологи, обнаружившие в древних письменных источниках описания растений, произрастающих в Ассирии.

Анализ ДНК показал, что кирпич содержит многочисленные остатки растений из семейств Brassicaceae и Ericaceae. Следы растений семейств Betulaceae (березовые), Lauraceae (лавровые), Selineae (умбеллиферовые) и Triticeae (культурные травы) присутствовали в несколько меньших концентрациях.

Также было установлено, что глина была добыта древним строителем из реки Тигр, а сам кирпич являлся частью царского замка в Нимруде.

Ученые смогли ответить на вопрос о сохранности ДНК: оказалось, что это связано с тем, что кирпич не подвергался обжигу. Таким образом, на три тысячи лет он стал уникальной капсулой, сохранившей следы древней цивилизации.