В трех онлайн-опросах, проведенных с участием нескольких сотен участников, эксперты изучили, как взаимодействие между менеджерами и персоналом влияет на поведение сотрудников по отношению друг к другу.
«Как показывают наши результаты, сотрудники, которые получают лучшее отношение от своего руководителя, часто проявляют высокомерное поведение по отношению к своим коллегам, — резюмирует доктор Бенджамин Корман, который в настоящее время проводит исследования в Университете Констанца. — Это особенно верно, когда привилегированные сотрудники уже доминируют и хотят сохранить свой предполагаемый более высокий статус. В этом случае некоторые даже готовы подорвать авторитет своих коллег».
Поскольку сотрудники склонны сравнивать себя с другими, они могут интерпретировать особое отношение со стороны своего руководителя как эквивалент получения более высокого ранга.
«Менеджеры должны иметь в виду, что то, как они относятся к своим сотрудникам, влияет на то, как сотрудники относятся друг к другу», — предупреждает Корман.
Итак, что могут сделать менеджеры, чтобы предотвратить подобное неравенство в своих командах?
«Они должны ценить всех своих сотрудников и, конечно, также признавать хорошую работу, когда видят ее», — подчеркивает Кристиан Тростер, профессор лидерства и организационного поведения в KLU.
По его словам, это зависит от того, как они это делают. Менеджеры должны хвалить кого-то только за конкретный вклад, особенно в свою команду или компанию.
Авторы утверждают, что такой подход помогает сотрудникам развить подлинное чувство гордости, которое мотивирует их повышать производительность без каких-либо негативных побочных эффектов для их коллег.
В рамках исследования специалисты сначала провели два эксперимента: участники прочитали короткую вымышленную историю о своей работе в команде. По сюжету, они либо получали предпочтение, либо к ним относились точно так же, как к их товарищам по команде. Затем участникам были заданы вопросы об их чувстве гордости и их поведении по отношению к коллегам, например, будут ли они склонны придираться к их идеям.
Во втором эксперименте участников попросили написать текст о том периоде в их жизни, когда они либо чувствовали превосходство над другими, либо гордились достижением, не испытывая чувства превосходства. В качестве контроля участникам третьей группы было предложено описать в письменной форме свой типичный рабочий день. В этом эксперименте им также задавали вопросы об их поведении по отношению к своим коллегам.
Но как люди ведут себя в реальном рабочем мире? Чтобы изучить этот аспект, исследователи провели так называемое дневниковое исследование с участием сотрудников из различных секторов. В течение двух недель участники дважды в день сообщали, как к ним относился их руководитель, какие чувства вызывало у них это обращение и как они относились к своим коллегам (например, критиковали ли они их за спиной или утаивали от них важную информацию).
Это исследование, опубликованное в Journal of Management Studies, также подтвердило их выводы.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.