Фото: giftree.ru

Ученые выяснили, как влияет фактор “неожиданности” при дарении подарков на благодарность получателей

Благодарность — это сильная эмоция, которую обычно испытывает человек, получающий выгоду от намеренного доброго поступка другого человека. Получение подарков или льгот может вызвать чувство благодарности у людей, которые их получают, то есть бенефициаров, побуждая их быть более просоциальными, а также помогая создать связь со своими благотворителями. Это побудило нескольких исследователей изучить факторы, определяющие благодарность.

Интересно, что получатели часто имеют предвзятые представления о получении выгоды. Например, у них может не быть предварительных ожиданий получения подарка-«сюрприза» или они могут, вопреки фактам, представить отсутствие этих преимуществ, несмотря на их получение.

Хотя в нескольких исследованиях изучалась связь между ожиданиями или контрфактическим мышлением и благодарностью, недостаточно информации о том, увеличивает ли представление об отсутствии льгот благодарность получателей при их получении.

В обоих исследованиях доктор Ямамото и его соавтор Масатака Хигучи, также из Софийского университета, предоставили участникам для чтения измененные виньетки в рамках моделирования. В то время как некоторые участники получили виньетки с имитацией отсутствия (группа моделирования отсутствия), другие получили виньетки без симуляции отсутствия (контрольная группа). Все участники были студентами социальной психологии в японском университете.

С этой целью в исследовании, опубликованном в Japanese Psychological Research, с помощью двух психологических экспериментов было исследовано, увеличивает ли имитация отсутствия льгот благодарность получателей.

«В исследовании 1 изучался эффект предварительного ожидания неполучения выгод, а в исследовании 2 изучался эффект последующего контрфактического мышления относительно выгод, с гипотезой о том, что имитация отсутствия выгод увеличивает благодарность в обоих исследованиях, — объясняет ведущий автор доктор Акитомо Ямамото, аспирант факультета гуманитарных наук Софийского университета. — Эти исследования являются частью непрерывного анализа того, могут ли факторы, не связанные с природой самой благотворительности, влиять на благодарность, которая является эмоциональным откликом на благожелательность других”.

В первом исследовании участникам был представлен сценарий, в котором бенефициар (сами участники) может получить подарок от благотворителя. Затем группе моделирования отсутствия сообщается, что благотворитель не готовил подарок, следовательно, не предполагал заранее получения пособия. Напротив, контрольной группе сообщили, что благотворитель, похоже, приготовил определенный подарок. В заключительной виньетке обеим группам сказали, что подарок получает получатель. Впоследствии участников попросили оценить свою благодарность по девятибалльной однополярной шкале (0-8).

Во втором исследовании участники читали отрывок, где бенефициар (сами участники) получил определенную выгоду от благотворителя. Затем группу моделирования отсутствия попросили представить, что она не получает пособие, а контрольную группу попросили снова представить событие получения пособия. Обе группы попросили записать последствия их соответствующих симуляций и оценить их благодарность.

Интересно, что исследовательская группа обнаружила, что в обоих исследованиях имитация отсутствия льгот существенно не увеличила благодарность участников по сравнению с соответствующими контрольными группами. Это опровергает первоначальную гипотезу исследователей и вместо этого предполагает, что имитация отсутствия льгот не увеличивает чувство благодарности получателей.

Эти результаты могут помочь улучшить наше понимание благодарности и того, как убеждения получателей могут контролировать или не контролировать эту эмоцию. Они также могут иметь значение для практики дарения подарков.

«Наши результаты показывают, что для того, чтобы получатель почувствовал благодарность, важно придать своим подаркам подлинную заботу о получателе, а не сосредотачиваться на второстепенных элементах, таких как приготовление сюрприза», — заключает доктор Ямамото.

Эксклюзивный перевод

Поделиться:

Подписывайтесь на краткие, но содержательные новости со всего мира
глазами молодого поколения в Телеграм и ВКонтакте.

Почитайте также

PLOS ONE: осознанность на работе защищает от стресса и эмоционального выгорания

284 Исследование показало, что сотрудники, которые более внимательны на цифровом рабочем месте, лучше защищены от …