Человеческое общество основано на способности сотрудничать с другими людьми, выходящими за рамки ближайшей семьи и социальных групп.
И, согласно исследованию, опубликованному в журнале Science, мы не одиноки: бонобо тоже объединяются с посторонними во всем, от ухода за собой до обмена едой, даже создавая союзы против агрессоров.
Ведущий автор Лиран Самуни из Немецкого центра приматов в Геттингене сказал AFP, что изучение приматов открыло «окно в наше прошлое», возможно, сигнализируя об эволюционной основе того, как наш собственный вид начал более масштабные совместные усилия.
Бонобо (Pan paniscus) являются нашими ближайшими живущими родственниками, наряду с шимпанзе (Pan troglodytes), и эти два вида также очень тесно связаны друг с другом.
Но в то время как столкновения между группами шимпанзе по своей сути враждебны и часто приводят к смертельному насилию, взаимодействие между группами бонобо изучено не так хорошо.
Это потому, что бонобо, находящийся под угрозой исчезновения вид, общеизвестно, что изучать в их естественной среде обитания очень трудно — и они обитают только в отдаленных районах Демократической Республики Конго.
Поскольку исследования шимпанзе доминировали в литературе, некоторые ученые предположили, что враждебность по отношению к чужакам была врожденной для человеческой натуры — нечто, что мы, возможно, приучили себя преодолевать, изобретая новые социальные нормы, даже если эта черта скрывалась глубоко внутри.
В новой статье Самуни объединился с Мартином Сурбеком, профессором Гарварда, который основал и руководит исследовательским проектом Kokolopori Bonobo, чтобы провести долгосрочное исследование в течение двух лет.
«Первое, что они делают … это пытаются убежать от вас», — сказал Сурбек AFP, объяснив, что бонобо потребовалось много времени, чтобы преодолеть присущий им страх перед людьми и вести себя нормально.
Дни начинались в 4: 00 утра и включали в себя походы исследователей по темному лесу, пока они не достигли гнезд бонобо, затем ожидали восхода солнца, чтобы они могли следовать за обезьянами в течение дня с помощью местных следопытов монганду.
Самуни и Сурбек сосредоточились на двух небольших группах бонобо из 11 и 20 взрослых особей соответственно и, к своему удивлению, обнаружили, что они проводили 20 процентов всего времени вместе — кормились, отдыхали, путешествовали и многое другое.
«Каждый человек индивидуален, — объясняет Самуни. — Есть те, кто больше интроверты, экстраверты, есть те, кто более просоциальен, чем другие».
Команда обнаружила, что сотрудничество между группами было в значительной степени обусловлено несколькими избранными, которые были более полезными в своей собственной группе. Эти особи, как правило, устанавливали связи с аналогичными «просоциальными» бонобо из другой группы, создавая систему взаимной выгоды, или «взаимного альтруизма».
Позитивные взаимодействия происходили, несмотря на низкий уровень генетического родства между группами и несмотря на тот факт, что взаимность — такая, как обмен подаренными фруктами, — часто имела место гораздо позже, при будущих встречах.
Выяснилось, что самки, как внутри, так и из разных групп, образуют коалиции — иногда для того, чтобы прогнать особь с кормящего дерева, в других случаях для предотвращения принудительного сексуального продвижения со стороны самца.
Исследование предлагает «альтернативный сценарий» идее, что сотрудничество людей противоречит нашей природе, или что мы расширили сотрудничество с посторонними, сначала объединив наши большие семьи.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.