Исследователи-экспериментаторы обнаружили, что дети способны логически мыслить, даже если у них еще не развита способность к устной речи. Они пришли к выводу, что малыши используют уже имеющиеся знания и метод исключения для изучения новых объектов и явлений. Работа представлена в журнале Current Biology.
Сообщается, что специалисты из Центра мозга и познания при Университете Помпеу Фабра в Барселоне провели два эксперимента. В одном из них был набран 61 ребенок в возрасте 19 месяцев, 26 из которых владели одним языком, а 35 — двумя. Испытуемым показывали два предмета, которые они должны были соотнести с одним из произнесенных слов, используя различные тесты.
В первом тесте детям показывали два знакомых предмета и называли название одного из них — ребенок должен был соотнести предмет и слово. Во втором тесте участникам показывали знакомый и незнакомый предметы и называли название знакомого предмета, которое они должны были узнать на слух. В третьем задании детям показывали знакомый и незнакомый объект и вслух произносили название незнакомого объекта.
Во втором задании участвовали 19 одноязычных и 14 двуязычных детей. В нем исследователи устанавливали и проверяли ассоциацию между предметом и звуком, а затем изучали, как дети угадывают незнакомые предметы, запоминая и исключая те, которые они уже знали и видели.
Эксперты полагают, что ребенок, не умеющий говорить, сталкиваясь с незнакомыми предметами, пытается анализировать и использовать метод исключения — и это не зависит от его словарного запаса, говорится в статье.
Результаты исследования не выявили существенных различий между логическим мышлением монолингвальных и билингвальных малышей, что подтверждает отсутствие зависимости от уровня владения языком. Такое естественное логическое мышление может проявляться до 19-го месяца жизни, хотя научные доказательства его наличия в более раннем возрасте пока отсутствуют, отмечают ученые.
О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты.